БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ
В РОССИИ 89 регионов, в каждом из них время от времени выбирают своего начальника, и в этом нет ничего выдающегося. Но Красноярский край привлекает к себе внимание больше других.
За пост губернатора борются восемь кандидатов: нынешний - Валерий Зубов, генерал Александр Лебедь, депутат Госдумы (КПРФ) Петр Романов, депутат Госдумы, в прошлом председатель крайисполкома Валерий Сергиенко, мэр Норильска Василий Ткачев, президент Союза промышленников
края Юрий Сахарнов, депутат Законодательного собрания края ("Яблоко") Валерий Кирилец и местная телезвезда Лариса Набокова. Злые языки тут же окрестили этот набор "Белоснежка и семь гномов". Девушка Набокова, конечно же, призвана украсить собою выборы. Как и большинство остальных. Реально на что-то могут претендовать Зубов, Лебедь и Романов, имеющие, по разным опросам, около 3035%, 20-25% и 10% соответственно. Остальная пятерка вся вместе набирает 5%. (Впрочем, опросы - вещь странная. Особенно если учесть, что независимых данных пока не публиковалось - источником цифр является штаб Зубова...) Однако, судя по тому, что многие чиновники края уже взяли нейтралитет, а некоторые даже подпольно "присягнули" людям Лебедя, не все верят в победу своего шефа.
ВОЙНА НЕРВОВ
ГЛАВНЫЕ герои красноярской интриги ведут себя сдержанно. Лебедь от встречи к встрече активно проводит мысль: давайте без компромата и о конкурентах говорит как о покойниках - ничего то есть не говорит. То же и Зубов - не называет фамилий и особенно старательно уходит от противопоставления себя генералу. С его стороны кроме политкорректности это еще и чисто психологическое явление - защита. В доме повешенного не говорят о веревке, на зубовских встречах не говорят о Лебеде. Источники утверждают, что до последнего момента Зубов не верил, что генерал действительно будет выдвигаться, считал это традиционным лебедевским понтом - безмятежно и радостно отвергал эти слухи: "Ну это же только говорят, Лебедь сам еще не подтверждал". И лицо его посерело и перекосилось, когда тот-таки выдвинулся, - Зубов был в шоке несколько дней.
Но он все же мобилизовался, сменил команду и срочно выписал из Москвы спецов по электоральным, как теперь говорят, технологиям, а проще - по спецпропаганде. Прелестные вещицы из-под их пера уже появляются. В одном из городов Лебедя встретили приветливо расклеенные по столбам листовки - фотография юноши с чистым взором в черной рамке и незатейливый текст: "26 апреля состоялись выборы. Я голосовать не ходил, и в край пришел новый губернатор, который обещал навести порядок. Сначала закрылись газеты. Потом разогнали краевую Думу. Потом люди поднялись с протестом, и на улицы вышли танки. Мне не было больно. Мать-старушку вот только жалко..." Разве не красота?!
Генерал тоже отчасти сменил имидж. Если раньше он любил попугать, понаводить тень на плетень, играть неприступного и несдвигаемого, то теперь поведение его смягчилось. Он не бычится, не строит страшные рожи, не рявкает, как бывало, движения головы стали динамичнее, не такие величественно-медлительные. Говорит спокойно, часто даже повествовательно, как бы лежа на печи, то есть подчеркнуто расслабленно и не агрессивно.
Но все-таки стиль удается удержать не всегда. Скандал произошел в Минусинске. Это было уже второе выступление в городе - первое прошло на ура, местные представители соперника активизировались - появились плакаты. С вопросом встает очевидец действий Лебедя в Чечне, в бытность его секретарем Совета безопасности. Обвиняет его в сдаче русских районов: "Вы
держали все в Чечне и не сделали ничего". Лебедь сначала стал объяснять, что занимался Чечней не так долго и не держал там все. Но потом заводится - очевидно, задели - сыплет цифрами потерь, фамилиями, географическими названиями, хронологией страшных событий. А после вовсе срывается: "Слушай сюда, ты..." - побагровел, пальцы растопырены, ярость в глазах. "Очевидец" явно подставной, но цель-то достигнута - скандал, Лебедя заставили показать свое лицо.
ВСТРЕЧИ С ТРУДЯЩИМИСЯ, МОН ЖЕНЕРАЛЬ
И ВСЕ-ТАКИ интерес к Лебедю колоссальный, даже пугающий.
Дивногорск, город гидроэнергетиков, население 35 тыс. В 20.00 здесь выступает Лебедь. В 19.30 зал на 700 человек уже заполнен. Генерал подъезжает не в кортеже, а проходит пешком от здания горадминистрации, где встречался с мэром. Зал битком, проходы заполнены от сцены до галерки.
На следующий день на двух "Волгах" и трех "девятках" крейсерской скоростью 120-140 км/ч - бросок на юг края. Минусинск.
Кинотеатр "Родина" на 650 мест. К приезду генерала зал забит, нервная заведующая орет на тех, кто пытается прорваться: "Куда вы лезете, у меня полный зал, не дай Бог пожар, я не собираюсь в тюрьму из-за вас идти!" Выталкивает за двери. Избиратели недовольны: "Генерал, не скажете, чтобы пропустили, - не проголосуем".
Выглядит шоу следующим образом. Зал уж полон. Народ трепещет. И вот на сцену выходит он: двубортный пиджак серовато-синего цвета, ноги на ширине плеч, уверенным движением ветерана сцены снимает со стойки микрофон и обводит зал улыбкой - ну просто Кобзон. Весь вечер стоит на авансцене. Начинает с анекдота. Рассказал дивногорцам, какие они хорошие - вторая, если не первая в мире по величине ГЭС, - и о том, как им плохо живется. Посочувствовал местной администрации - основные проблемы должны решать краевая и федеральная власть. И перешел к запискам и вопросам из зала.
Народ ходит на Лебедя, как на Пугачеву, высыпает из окон, когда он проходит мимо, расстраивается, если не удалось взять автограф. "Голосовали за вас, знаем вас, любим и ждем!" - кричали восторженные женщины генералу, то есть все по-прежнему - народу нужен спаситель-избавитель, который придет и разом решит все проблемы, народу хочется верить в чудо.
ГЕРР ПРОФЕССОР
НАСКОЛЬКО не похожи Зубов и Лебедь, настолько отличаются их агитмероприятия.
Учебный корпус красноярского завода "Синтетический каучук" (зарплата - по цехам 2,5 млн. старыми, обслуга - 1,7 млн., накануне начали выдавать, уже выплачен август - сентябрь). Зубов встречается с трудовым коллективом. Здание на территории предприятия - в зале только заводчане. Зубов - за трибуной. Плотно усаженные ряды - сплошная черная, молчаливая масса. То есть полное
молчание, никакой реакции - слушают с интересом, но ни смеха, ни шума одобрения, ни гула негодования. Зубов говорит по существу, но как-то странно: социально-экономическая инфраструктура, бюджетная сфера, нормализация финансового оборота... При переходе на вопросы - некоторое оживление, особенно интересуют выплаты детских пособий (общая задолженность по краю - 850 млрд. старыми, задолженность по зарплатам - 2,750 трлн.), цены на электричку. Неожиданная актуальность вопроса о частной собственности на землю: "Как вы относитесь к закону о продаже русской земли?" Долгая пауза: "Неужели так это вам интересно?" - и волна возгласов: "Да, морально!", "В грибы хочется ходить!" Общая продолжительность - 1 час. Аудитория - около 400 человек.
Актовый зал Красноярского коммерческого института. Зал заполнен, но много свободных мест. Перед дверью тетки с повязками не пускают опоздавших: "Туда нельзя" - порядок то есть. Вообще атмосфера официоза - докладчик, в президиуме ректор, дисциплинированная молчащая аудитория. Зубов выступает за трибуной. Получасовой доклад, затем ответы на вопросы - отдельная молодежь потянулась к выходу. При усилении этого процесса люди в пиджаках порекомендовали самым ретивым вернуться и сесть на место. Время - учебное, идут занятия, губернатор выступает вместо лекции. Продолжительность - 1 час, записок - около 15, устных вопросов - нет.
Содержание встречи - как и на заводе, хотя там были работяги, а здесь - будущие экономисты. Вообще ожидалось, что на подготовленной аудитории профессор экономики Зубов неожиданно расцветет. Нет, глубин экономического анализа, демонстрации методик, с помощью которых он будет поднимать экономику края, не прозвучало. Многие аргументы у Зубова совпадают с Лебедем - те же 80% капиталов в Москве, та же критика приватизации, та же критика монетаризма - что правительство все бросило на подавление инфляции, а зря. Ну просто единомышленники.