ПРИНЯТО считать, что повернуть вспять ход реформ уже не удастся и коммунизм навсегда канул в вечность. Но Геннадий Зюганов все увереннее говорит о правительстве народного доверия. Его рейтинг устойчиво держится на 20% - больше, чем у кого бы то ни было. Радоваться или огорчаться "вечнозеленой" популярности Зюганова?
НАС МНОГО, НО БОЛЬШЕ УЖЕ НЕ СТАНЕТ
ОПОРА Зюганова - в основном люди старшего возраста, для которых те годы были молодостью, лучшей порой жизни. Было трудно, но коммунисты убеждали - сейчас непросто, но потом все будет хорошо. И люди привыкли. Психологию поколений поменять гораздо труднее, чем экономическую систему.
Электорат - главная ценность Зюганова, но одновременно и главная проблема. С одной стороны - стабилен и обширен, с другой - ограничен и нерасширяем. Круг поклонников можно
расширить "гуманизацией" партии, приданием ей цивилизованных контуров, то есть изменяясь в сторону социал-демократии.
Но этого Зюганову могут не простить радикальные коммунисты и уйти к Анпилову. Помните, как фракция КПРФ едва не раскололась, когда Г. Зюганов тайно обсудил возможность снятия любимца ортодоксов Л. Рохлина с поста главы думского комитета? Опасность существует и с правого крыла. Фрондер В. Семаго только что объявил о создании движения "Новые левые". Брянский раскольник О. Шенкарев задумал партию "новых коммунистов".
Эрозия партийных рядов прогрессирует. В этом - основная беда. Легче построить новую партию, чем полностью реанимировать, реабилитировать и научить жить в новых условиях старую коммунистическую. Но это будет делать скорее всего не Геннадий Андреевич.
НЕЗАМОЛЕННЫЕ ГРЕХИ
ЕСЛИ кто-то объявляет себя подлинным коммунистом, наследниками советской традиции, то начать нужно было бы с публичного покаяния за грехи прошлого. Это не только гражданская война, голод, репрессии, неоправданные жертвы в войне. Нынешние коммунисты ни слова не говорят об ответственности КПСС за очень многие социальные и экономические трудности, которые Россия переживает сегодня.
Экономический кризис. Смешно - коммунисты критикуют правительство за то, что оно неправильно разгребает после коммунистов же оставшийся кошмар в экономике.
Десятилетиями истощало страну непосильное оборонное бремя - из тех соображений партии, что весь мир - враг. Из тех же соображений - помощь прогрессивной нищете всего мира.
"Триумфом" экономической политики партии стали годы застоя. Педалируя воспоминания о том, что в 70-х годах мы жили лучше, чем в 30-х, 40-х и чем большинство живет сейчас, КПРФ забывает добавить: 1) тогда проедались сырьевые ресурсы, принадлежавшие не только тому поколению; 2) проедался "задел" - результат титанических, кровью давшихся усилий предыдущего поколения, вынесшего коллективизацию, индустриализацию, послевоенное восстановление. И обещая вернуть этот утраченный рай, "золотые" 70-е, нынешние коммунисты осознанно идут на обман.
Кризис национального самосознания возник не вдруг. Русский, столь любимый Зюгановым народ был лишен национального и исторического чувства прежде всего усилиями большевиков, которым вообще все равно было, с какого народа начинать строительство нового общества. Все ведь были родом из Октября, все были интернационалистами. Только когда нависла внешняя угроза, Сталин поднял исторические и национальные символы - Александра Невского, Ивана Грозного, Петра Первого, позволил как-то функционировать
Православной церкви. Но что осталось от национального и духовного самосознания после переплавки крестьянства в котле коллективизации, а церкви - в огне атеизма? Не ЦРУ, Моссад, Бжезинский подорвали душу русской нации, они слишком мелки для такой масштабной задачи.
Есть вина КПСС и в разрушении Великой России, о которой Зюганов тоже поговорить мастак. Коммунисты - первые среди виновников развала... Советского Союза. Произвольно проведенные границы
внутри СССР и создание искусственных национальных образований. Сталинские ссылки народов и этнические зачистки надолго, если не навсегда, поселили обиду, боль и даже жажду мести в душах миллионов людей разных национальностей, населявших Россию. Шовинистская кадровая политика, когда на карьерный рост мог рассчитывать только русский или хорошо русифицированный украинец или белорус, - она что, сильнее укрепила дружбу народов или предопределила ожесточение
национальных элит? Давнее переселение народов аукнулось сегодня, когда оскорбленное и задавленное национальное сознание ударило уже по нам.
Разговор об этой неискупленной вине - не мистика. Это вполне конкретные вещи. Старые грехи не дают КПРФ быть полноценной национальной партией. Подсознательно люди не воспринимают ее настоящей оппозицией, так как по природе своей она непатриотична, она защищает неправое дело, насилие над собственным народом. А
народ ведь все понимает, порой бессознательно, но понимает.
О РОЛИ ЛИЧНОСТИ
У КОММУНО-советской идеи было три пути: реванш, обновление и консервация. Зюганов, с одной стороны, не смог трансформировать партию, повести, так сказать, к новым вершинам. А с другой - законсервировав, не дал ей трансформироваться в необольшевизм. Поэтому есть у
Зюганова немалые заслуги перед режимом, который он называет антинародным. И режим это явно понимает. Зюганов - лучший коммунист, какого только могли пожелать демократы. Он обладает превосходным для них сочетанием качеств.
1. Грозен образом и речами, а поэтому эффективно выполняет роль пугала возврата в старое. Причем благодаря своему образу вызывает самые невыгодные ассоциации - мавзолей, люди в сером, безликие лица, безжизненные слова.
2. "Не орел" Геннадий Зюганов, куража у него нет, а значит, не может своей энергетикой вдохновить соратников и почитателей - как, например, это делал Жириновский, державший партию на одном себе, - и привести партию к еще большему триумфу. Нет воли к власти - большая власть ему, похоже, в тягость.
3. Нет у Геннадия Зюганова как самих новых идей, так и вообще потребности в них.
В последнее время большинство аналитиков не рассматривает всерьез Зюганова как кандидата в президенты на будущих выборах - несмотря на весь его рейтинг. Даже газета "Завтра" пришла к выводу, что "стабильность режима упрочилась".
Зюганов - не пришелец с Марса. Он плоть от плоти своей партии. И проблема скорее не в нем, а в том, что компартия не только не может породить лидера более подходящего, но не хочет другого лидера вообще. Зюганов со всеми его недостатками устраивает элиту комдвижения. На последнем пленуме КПРФ, который проходил в разгар обсуждения вотума недоверия правительству, дальше разговоров об "антинародном режиме" не пошло.
Но как самодостаточная личность, Геннадий Андреевич умен и умеет работать с людьми. Все-таки он руководит не бригадой маляров, а самой большой в России партией и самой большой в Госдуме фракцией. А это и интриги, и борьба за власть, и недовольные. Между тем никто не смог скинуть его за прошедшие годы. Не мудрено - он считается признанным мастером аппаратных интриг, обладающим врожденной к этому способностью. Громкие имена Виктора Илюхина, Светланы Горячевой, Альберта Макашова и даже спикера Думы Геннадия Селезнева серьезного влияния на принятие решений в верхушке КПРФ не оказывают. В традициях КПСС какую-то реальную силу имеют люди в сером, неброские, не известные широкой общественности. Но и их Зюганов организовал так, что последнее слово всегда за ним. И слава Богу, если за этим словом так и не начинается бунт, бессмысленный и беспощадный.