Примерное время чтения: 4 минуты
92

Психиатрия в камуфляже (15.02.2000)

С ТОЧКИ зрения психиатра, любая война - явная "клиника". Кандидат медицинских наук Игорь КОЗЛОВСКИЙ, ведущий научный сотрудник Всероссийского центра медицины катастроф "Защита", знает об этом не понаслышке. Он много раз выезжал в зоны боевых действий, попадал в экстремальные ситуации. Даже в заложниках довелось побывать...

"ПАЦАНЫ, мы это сделали! Мы их сделали!" - в восторге кричал с телеэкрана юный сержант морской пехоты. Площадь Минутка. Грозный взят.

Давно известно, что у армии победителей и раны заживают быстрее. Эйфория победы придает новые силы, лица солдат-победителей сияют, как будто они только что уложили Майка Тайсона в нокаут. Ура! Мы, как водится, ломим, а "шведы", как им положено, гнутся. И так легко в минуты после победы не замечать досадные "мелочи", из которых, собственно, и состоит жизнь на войне.

Например, пища: Министерство обороны никогда не баловало своих воинов разносолами, забывая, что голова солдата напрямую связана с желудком. Через месяц на каше с тушенкой или вермишели с килькой наступает авитаминоз, а раздавать витаминные комплексы в нашей армии не принято. Почему, спрашивается, солдаты отстреливают овец, принадлежащих местным? Организм свежей пищи требует, а свои снабженцы не расстарались.

Отдельное дело - отдых на войне. Это значит - хотя бы 6 часов сна в сутки, причем обязательно в тепле и сухости. Почему? Адреналин расходуется организмом на поддержание температуры тела и на психическую деятельность. Как только его запасы истощаются, наваливаются усталость и депрессия.

Когда "сносит башню"

КОГДА начинается стрельба, "крыша едет" у всех, но это еще полбеды. Беда в том, что не у всех она после этого "встает на место". На войне в разных обстоятельствах в психиатрической помощи нуждаются от 10 до 60% личного состава.

Будь ты матерым омоновцем, имеющим за плечами десяток командировок в "горячие точки", или зеленым первогодком, на тебя воздействуют одни и те же законы человеческого поведения. Первая неделя пребывания в зоне боевых действий у всех вызывает состояние оглушенности и резкое снижение восприятия окружающей среды. Оно и понятно: ритм жизни полностью меняется, и в эту неделю организм приспосабливается к новой обстановке.

В течение следующего месяца - человек втянулся в ситуацию и все происходящее вокруг воспринимает как норму. К исходу второго месяца начинают проявляться симптомы усталости. Развивается хроническое переутомление. Далее - по нарастающей. Кто-то выдержит 4 месяца, кто-то, если раньше не попадет в разряд "груза 300" (раненые) или "груза 200" (убитые), продержится полгода. В конечном итоге, заморить можно даже самого здорового бойца элитных подразделений. Кстати, самые тяжелые для психического (да и для физического) здоровья - это боевые действия в городе и в горах.

И мировой опыт, и наш собственный говорит о том, что после 2 месяцев на передовой солдат должен быть отправлен в тыл для отдыха. В противном случае боец может предпринять попытку самоубийства или начнет стрелять во все, что шевелится. Однажды солдаты открыли огонь из-за того, что в ларьке им не продали водку, - типичный нервный срыв. Избежать стресса солдат не может, поэтому его приходится подавлять. Напряжение нарастает, уровень тревоги становится непереносимым... Обычно срыв проявляется в виде агрессии, направленной на других или на себя.

За что воюем?

ЧТО ЖЕ способствует нормальной жизни солдата в ненормальных условиях войны? Это: четкое руководство, забота о личном составе, нормальные бытовые условия, уверенность в медицинской помощи, хорошо налаженная связь с домом и, естественно, товарищеские отношения внутри коллектива. Не способствует адаптации и отсутствие ясных целей. Когда солдат представляет, ради чего он подставляет голову под пули, он какое-то время сможет перетерпеть холодный ночлег и отсутствие писем из дома. Но если об истинных целях войны на Кавказе можно только догадываться...

Война может решить одну старую проблему, но при этом порождает десяток новых. Последствия победы в этой чеченской войне придется расхлебывать десятилетиями, а последствия поражения - и того дольше. Вот дилемма: продолжать ее аморально, а прекращать - недальновидно. Что делать? В общем, "мириться нельзя воевать" - где ни поставишь запятую, все равно об этом пожалеешь.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно