РУССКИЙ человек всегда любил вкусно и обильно поесть. На большинстве картин прошлого века, живописующих бытовые сценки, встречаешь дородных московских купчих за блюдцем чая или не менее грузных чиновников в обнимку с необъятным блюдом. Время самоваров и ежедневных многочасовых застолий миновало, но полных людей тем не менее не убавилось. Правда, теперь практически все они озабочены проблемой снижения веса. И немаловажную роль в этом процессе играет диетическое питание, только вот беда: с ним-то в столице и возникают проблемы.
Почему диета невыгодна
В "ДОПЕРЕСТРОЕЧНЫЕ" времена в Москве существовала целая сеть "Диеты", в которую входило 60 магазинов. Правда, создавались они не для тучных покупателей, а для диабетиков, но установка "меньше жира и сахара" вполне приемлема и для желающих похудеть. Ассортимент представленных на прилавках продуктов особым разнообразием, конечно же, не отличался: в обычный "диетический" набор входило около 10-15 наименований. Кстати, кое-что из достопамятного "меню" можно приобрести и сейчас, например гречку, отечественную худосочную (пардон, постную) курицу или кролика, диетический творог в "кишке". А вот разнообразные низкокалорийные муссы и пудинги из натуральных ягод и фруктов безвозвратно канули в Лету. Конечно же, и сейчас можно свободно купить нечто с таким же названием и не самой высокой калорийностью, но неизвестно, насколько это безопасно, если учесть, что каждая подобная баночка просто напичкана "идентичными натуральными" красителями, ароматизаторами и консервантами.
С другой стороны, шум поднимать вроде бы не из-за чего. Ну ушли из нашей жизни "Диеты", но зато зайди сегодня в любой супермаркет - и найдешь что угодно, в том числе и диетическое. Номинально список мест, рассчитанных на "шопинг для худеющих", даже расширился: на сегодня в Москве 279 отделов торгуют диетическими продуктами. Однако в большинстве своем это импортная продукция, которая, во-первых, рассчитана на "богатеньких буратин" (согласитесь, позволить себе бутылку соевого молока рублей эдак за 40 может не каждый), а во-вторых, в ней опять же полно консервантов. Есть, конечно же, и отечественные продукты: геркулес, мясо птицы, минералка и т. п. Но продукция эта не так разнообразна, и ее явно недостаточно. Это, кстати, вполне понятно: на Западе "диетический" бизнес безумно выгоден и потому популярен, у нас же он всегда держался на государственных дотациях. Теперь, по словам начальника управления департамента потребительского рынка и услуг Владимира Холодкова, без городской поддержки тоже не обойтись. Наверное, хотя бы потому, что заглохшее с началом перестройки производство сейчас стоит в руинах. И на его восстановление, а тем более модернизацию требуются немалые деньги, да и окупится оно не сразу. Кстати, сегодняшние технологии тоже далеки от совершенства, потому что если раньше кроме госзаказа на определенные виды продукции существовало и дотирование научных разработок, в том числе и в этой области, то теперь вместе с первым исчезло и второе.
Варианты есть
НО НЕ ВСЕ так грустно. Надо признать, что кур и кроликов мы раскармливать так и не научились, а производство гречки и диетического хлеба все еще поставлено на поток. Да и у друзей из-за рубежа кое-что удалось позаимствовать, например идею соевых продуктов. Если помните, было время, когда столичные кондитерские фабрики перешли на выпуск шоколада из сои просто потому, что не хватало средств на какао-бобы. Теперь в Москве появились не только конфеты, но и йогурты, молоко, майонез и "мясо" из сои. По словам специалистов, соя является источником легкоусвояемого белка, витаминов В, D, Е и многих микроэлементов. При этом не содержит крахмала и сахаридов - факторов риска для больных диабетом и людей с избыточным весом. "Соевое" меню вполне подходит вегетарианцам и постящимся людям (что, кстати, особенно актуально сегодня).
Кроме того что бобовые полезны, они еще и относительно дешевы. Хотя везти в столицу сою приходится с Дальнего Востока, упаковка йогурта объемом 0,5 л стоит всего 7-8 руб. в розницу. Но одними йогуртами, согласитесь, жив не будешь, а вот с "мясом" (так называемыми текстуратами) дело обстоит гораздо хуже. У нас их не производят - слишком дорогая технология, - а везут из далекой Америки и Европы. Соответственно, и цена на текстураты значительно выше. Правда, производители потихоньку налаживают выпуск диетических соевых сыров, творога, десертов и соусов, но пока в столице они не столь популярны. Да и, несмотря на всю полезность, соя не всем по вкусу, так что проблема диетического питания, как ни крути, остается. И решать ее в любом случае надо на городском уровне.
По словам Владимира Холодкова, работа в этом направлении ведется, но пока она носит скорее "разговорный" характер, так как инициатива должна исходить не от департамента, а от медиков и производителей. Понятно, что у всех есть проблемы поважнее диетических продуктов, но, с другой стороны, диабетиков и просто полных людей среди москвичей, согласитесь, немало. Стоит, наверное, и о них подумать. Конечно же, вернуться к старым добрым "Диетам" с неправдоподобно низкими ценами уже не удастся. Да, наверное, и не нужно, как при царе Горохе, размахивать справкой о диабете, чтобы получить кило заветной гречки. Хотя не сомневаюсь, что, заглянув в отдел с продуктами для больных диабетом в аптеке или каком-нибудь магазине, многие пожалеют о прошедших временах - цены там огромные. Вот и выходит, что главная задача сегодня - найти золотую середину между "очень дешево" и "крайне дорого". И совсем не обязательно возрождать "диетическую" сеть в ее первозданном виде - содержать специализированный супермаркет значительно дороже, чем, допустим, выделить один отдел под диетические продукты. Но не в трех сотнях магазинов, а в каждом и, главное, по доступным рядовому толстячку ценам.