Примерное время чтения: 6 минут
138

Королевские игры в Петербурге

НАД ВХОДОМ в Мариинский театр Санкт-Петербурга висит огромная растяжка: "Валерий Гергиев, Андрей Кончаловский и Георгий Цыпин представляют премьеру оперы С. Прокофьева "Война и мир".

Однако 11 марта в Питере представляли не только премьеру оперы. Народу был представлен новый образ главы государства. Одно дело - накануне выборов танцевать с Женей Осиным, как поступил Ельцин. И совсем другое - блистать в царской ложе всемирно известного театра, да еще в компании молодого премьера Великобритании. Кстати, Тони Блэр и Владимир Путин ровесники - обоим по 47 лет.

ЖЕЛАНИЕ поставить "Войну и мир" в новой редакции возникло у худрука Мариинки Валерия Гергиева несколько лет назад. Тогда он предлагал поставить оперу Никите Михалкову. Но тот, сославшись на то, что мало знает этот жанр, отказался. А вот его старший брат, уже имевший дело с постановками оперы (его "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" шли в "Ла Скала" и "Опера Бастиль"), предложение Гергиева принял.

Наблюдения у парадного подъезда

ТОЛПА начала собираться около театра за два часа до начала спектакля. Двое молодых людей в костюмах начала XIX века устанавливали около входа в Мариинку колокола. А по соседству с ними к встрече гостей готовились старушки, разворачивая плакаты "Путин= Берия + Чубайс".

У театралов, стоявших около Мариинки, поведение старых коммунисток вызывало лишь улыбку. Большинство пришедших поприветствовать Путина питерцев составляли молодые ребята лет 15- 20. Некоторые привели детей, чтобы показать им "дядю Володю". Счастливые обладатели билетов сразу входили в театр, так как на улице было довольно холодно. Да и "светить" билетом на премьеру оказалось небезопасно. У женщины в норковой шубе пробегающий мимо малец вырвал из рук билет за 3000 рублей.

Одним из первых в 18 часов приехал глава "Газпрома" Рэм Вяхирев на белом микроавтобусе в сопровождении машины ГАИ.

В 18.20 зазвучали колокола. Стали прибывать представители дипломатического корпуса. Довольно скромно появились Сергей Глазьев, бывший губернатор Ленинградской области Вадим Густов, депутат Госдумы Ирина Хакамада. Все с супругами. Наконец раздались звуки милицейской сирены, и кортеж лимузинов подъехал к служебному подъезду. Народ бросился встречать важного гостя, которым оказался губернатор Ленинградской области. Виновником второй "ложной" тревоги стал Анатолий Чубайс, чей 600-й "Мерседес" и автомобили сопровождения были приняты за президентский кортеж. Следом за Чубайсом в театр внесли огромную корзину цветов. Несколько эпатажно появился Михаил Боярский. Без пальто, в сером костюме и неизменной черной шляпе, он пешком прошел вдоль телекамер к служебному входу.

Происходившее в этот вечер около театра чем-то напоминало Каннский кинофестиваль или церемонию вручения премии "Оскар". Подъезжающие лимузины, выходящие из них элегантные мужчины в бабочках и дамы в потрясающих шубах вызывали у публики живой интерес: "Кто? Кто это?" Не хватало только ковровой дорожки.

Наконец без пяти семь на перекрытой всего за несколько минут до этого дороге показался кортеж и. о. президента - пять милицейских автомашин "БМВ", выстроенных клином, следом за ними два бронированных "ЗИЛа", несколько джипов с охраной. В рации стоящего рядом со мной сотрудника службы безопасности раздалось: "В. В. приехал. Ждет премьера около подъезда". Из окон театра Владимира Путина разглядывали женщины: "Ой, какой он миленький. А какой симпатичный!"

Премьера для жены премьера

НЕ ВСТРЕТИВ на входе своего британского коллегу, Владимир Владимирович вошел в театр. Минуты через две на двух "ЗИЛах" с английскими флажками на капоте приехал Тони Блэр.

Через несколько минут чета Путиных и Блэров появилась в царской ложе. Публика встретила их аплодисментами, некоторые даже встали со своих мест. Зрители внимательно рассматривали Людмилу Путину, для которой визит в Питер стал дебютом в качестве первой леди, не считая поездки в Чечню на Новый год. В черном длинном платье с накинутым золотистым палантином она выглядела достойно. На Чери Блэр был белый брючный костюм и длинный пуховый кардиган. Людмила Путина села с Блэром, а Чери Блэр - с Путиным.

Анатолий Чубайс оказался рядом с царской ложей, что называется, стенка в стенку, и при желании мог бы перестукиваться с премьером. Валентина Матвиенко села в ложу с главой Всемирного банка Джеймсом Вульфенсоном. Губернатор Владимир Яковлев занял место в своей ложе. Спектакль начался. Поскольку визит Блэра в Россию - неофициальный, то гимна обеих стран не звучало.

Через полтора часа был объявлен антракт. Сергей Глазьев с женой стояли в очереди в буфет. Другая VIP-публика собралась в фойе на первом этаже. Вице-премьер Илья Клебанов с женой общались со знакомыми. Валентина Матвиенко улыбалась подходившим к ней питерцам. Также в фойе были замечены министр культуры Михаил Швыдкой, замминистра финансов Алексей Кудрин. Телеведущий Андрей Караулов дефилировал с молодой спутницей, а Сергей Шолохов общался с Никитой Михалковым.

Зрительницы, разглядывая супругу британского премьера, удивлялись ее стойкости: "Как она на шестом месяце беременности может выдерживать такую нагрузку?" А выдержать трехчасовую оперу Чери удалось нелегко. Во время второго действия она то и дело смотрела на часы и несколько раз отчаянно зевнула.

А теперь - о самой опере. Редакция 2000 года сильно отличается от последней постановки "Войны и мира", шедшей в Мариинке в 91-м году. Нынешняя постановка идет с купюрами: отсутствует сцена совета в Филях, полностью отсутствует линия Платона Каратаева. Как написано в проспекте к спектаклю, "купюры учитывают естественные пределы, физические границы человеческого восприятия".

Массовые сцены Андрей Кончаловский поставил как клипы, что в век клипового сознания смотрится очень современно.

Впечатляет сценография Георгия Цыпина. Во время появления Наполеона сцена как бы разламывается и взору зрителей открывается ужасная картина - возвышение, на котором стоит французский император, держится на трупах солдат.

Не обошлось в спектакле и без эротики. Режиссер придумал сцену, в которой французские офицеры пытаются изнасиловать двух русских девушек. Обнаженные длинноволосые красавицы какое-то время мечутся по сцене и в конце концов убегают.

В финале русские войска бросают к ногам Кутузова стяги поверженного французского войска и склоняют в зрительный зал флаги русских полков. В день премьеры в этом усматривался какой-то особый смысл- российские знамена склонялись аккурат в сторону царской ложи.

...В 23.40 театр опустел. Единодушия в оценках оперы не было. Кто-то недовольно бурчал: "За такие деньги и я бы поставил супер-шоу". Другие, наоборот, восхищенно восклицали: "Теперь иностранцы увидят, что русские- еще ого-го".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно