Теперь, чтобы увидеть хорошую русскую улыбку, нужно ехать на швейцарский курорт, на матч "Челси" или в Лондон на антикварный салон "Сотбис", где нашим Счастливцевым яйца Фаберже продают...
В РОССИИ же улыбок стало меньше. А ведь русские - веселый и улыбчивый народец. Но сегодня в метро, в автобусе, на базаре, на улице, в райсобесе и даже в театре - все больше хмурые лица. Заметили? Даже президент стал улыбаться реже. Похоже, и ему что-то не нравится в нашем российском обиходе.
Причин, конечно, много. Но, с точки зрения населения, главное - это то, что у нас на глазах умирает привычное для нас социальное государство. Мы так сжились с нашим недостроенным социализмом, что видеть его предсмертные судороги почти невыносимо. Но в приступе ностальгии многие забывают спросить самих себя: а так ли уж хорош был "покойник"? Нужно ли его реанимировать? Попробуем разобраться.
К концу 60-х годов стало окончательно ясно, что в историческом соревновании коммунизм проигрывает капитализму. Чтобы удержать "систему", власть максимально увеличивала нагрузку на работающего человека. При отвратительных условиях труда платили минимум. Недоплаченное частично компенсировали "социалистической милостыней" (хрущобой, детсадиком, бесплатным образованием, льготной путевкой).
В. Путин оказался заложником накопленной лжи
ПОЛЕЗНО вспомнить, что часть мелких льгот была роздана уже при Ельцине. Когда сгорели все сбережения, когда цены бешено полезли вверх, когда зароптала обнищавшая армия, испуганный Ельцин стал спешно раздавать дополнительные льготы: на транспорт, на обмундирование, на пайки, на коммуналку, на лекарства. Коммунистическая ложь была обильно приправлена ложью "демократической".
То, что Путин решился на социальную реформу "под личный риск", - это большая политическая смелость. Но, желая исправить ошибки нескольких поколений советских и российских политиков, В. Путин сам совершил несколько ошибок: 1) он позволил радикалам уговорить себя начать демонтаж льгот раньше того, как были увеличены пенсии и минимальные зарплаты, 2) он не сопроводил ликвидацию льгот параллельным введением прогрессивного налога на сверхвысокие доходы, 3) он не тронул льготы чиновников и депутатов.
То есть власть сняла с себя ответственность за граждан раньше, чем им, гражданам, дали возможность встать на капиталистические ноги: немного заработать и хоть немного накопить. В результате (несмотря на желание исправить ситуацию) у людей осталось впечатление, что их снова "обули".
Страшна затяжная бедность работающего населения
К СЧАСТЬЮ, в стране нашлись и честные люди. Только что переданный в правительство доклад Российского статистического управления признает, что в 2004 году доходы бедных (в результате инфляции) сократились еще на 15%. "Достижения рыночной экономики наполняют карманы только богатых", - отмечается в докладе. Нужно ли говорить, что значит "минус 15%" для бедствующего населения.
В последнее время нас усердно потчуют дискуссией: хороша ли у нас демократия или не очень. Спрашивает Европа, спрашивает Америка. Кремль вяло "отбрехивается". Но что людям до этой дискуссии? Ведь мы и без подсказки Буша видим, что "демократия удалась" лишь для узкой группки ухватистых людей.
"У нас в Твери молодой губернатор и молодой мэр. Оба очень богаты. Наверное, они неглупые люди. Но все примеривают на себя, - пишет нам читатель "АиФ". - Может быть, поэтому у нас в городе закрыли почти все библиотеки, молочные кухни, школьные столовые. Конечно, если в семье есть деньги, все это можно было бы перетерпеть. Нужную книгу купить. За детским питанием сходить в магазин... Но что делать, если после уплаты за квартиру денег едва хватает на самое скромное питание? А чтобы получить социальную помощь, надо столько отстоять очередей, что проще умереть..."
Это не просто гневные слова. Это реальность, которую высшие чиновники никак не хотят признать.
Из-за этой слепоты и равнодушия в стране уже начались процессы, о которых еще несколько лет назад предупреждали социологи: страшна не бедность, если она преодолима в течение нескольких лет. Страшна затяжная бедность работающего населения. Она приводит к деградации вначале нации, а потом и страны.
Деградация нередко проявляется в мелочах, даже в курьезах. В российской глубинке множатся случаи "несанкционированных" захоронений. Ритуальные услуги так вздорожали, что родственники вынуждены тайно хоронить усопших в ближайшей рощице. Приноровят к плакучей березке крестик, повесят на веточку образок и, как говорится, "со святыми упокой". Не по богохульству. По вопиющей нужде!
Говорят, на дворе скоро весна. Через месяц зазвенят ручьи, потом запушатся листочки. Заколотится сердце. И наверное, кому-то захочется улыбнуться. Но принесут "платежку" на 1750 руб. за квартирку в 36 м2 (факты взяты из писем в "АиФ") - и улыбка куда-то исчезнет. А что такое Россия без улыбки?