КОГДА дело касается денег, ссорятся не только друзья, но и культурные люди. В истории, которая случилась на фабрике "Новая Заря", не поделили некую сумму не то чтобы друзья, скорее коллеги, но, несомненно, люди от культуры: Никита Михалков, не нуждающийся в представлении, и директор московской парфюмерной фабрики Антонина Витковская. Камнем преткновения стал одеколон "Юнкерский". Антонина Витковская утверждает, что известный режиссер ни много ни мало украл права на новый парфюм. Михалков в свою очередь обвиняет фабрику в отказе платить причитающиеся ему роялти - проценты с продаж.
А начиналось все так романтично! "Антонина Петровна! - писал в октябре 1998 г. Никита Михалков. - Я заканчиваю работу последних трех лет моей жизни - киноэпопею "Сибирский цирюльник". Мой новый фильм о юнкерах, о москвичах, о любви, о чести, о достоинстве. Действие картины происходит в Москве в 1885 году. Все это - наша с Вами история. История, частью которой является и возглавляемая Вами знаменитая фабрика. Герой моей картины по воле автора становится брадобреем, цирюльником. Вот мы и задумали для московской (а значит, и для мировой) премьеры выпустить одеколон "Сибирский цирюльник". Такой одеколон может стать и хорошим подарком, и отличным коммерческим продуктом. Заинтересованы ли Вы в совместном производстве и продаже?". Витковская сразу приняла предложение. Общемировой опыт создания именных продуктов предупреждает: продаваться они будут плохо, но помогут с имиджем. (Тот же одеколон "Мэр": не то чтобы популярен, но все знают, кто автор запаха для Юрия Лужкова.) И когда Михалков сказал, что денег нет (все 45 млн. долл. истрачены на фильм), долго не думая, фабрика взяла кредит в 100 тыс. долл. Направление запаха выбрал Михалков, все остальное добавила в него Витковская, сделав его "Юнкерским". Дальше были пробная партия и премьера, на которой все мужчины пахли одинаково.
Потом на рынке появились сигареты "Юнкерские" и пиво "Юнкерское". По закону Михалков не имеет права выпускать другие продукты под торговой маркой, права на которую принадлежат "Новой Заре". Как объяснила Витковская, название любого сошедшего с конвейера продукта она патентует по всем классам сразу. Это не значит, что потом фабрика выпускает что-то, кроме духов. Но это значит, что невозможно официально производить пиво или сигареты "Юнкерские", если "Новая Заря" этого не хочет. Узнав, что Михалков собирается использовать торговую марку, Витковская согласилась бесплатно отдать права на производство всего, кроме одеколона. Подготовила документы о "переуступке прав на товарный знак "Юнкерский" в отношении всех товаров и услуг". Михалков, по заверениям его представителей, должен по прошествии нескольких дней передать все документы на выпуск одеколона. Как вы понимаете, ничего передано не было. Напротив, Михалков вскоре позвонил и попросил фабрику... начать отчислять ему роялти. Отказ платить он воспринял как вызов и обещал разорить "Новую Зарю".
Конфликт с Михалковым продолжают улаживать адвокаты. И Анатолий Кучерена со стороны Михалкова, и Виктор Буробин со стороны "Новой Зари" уверены в правоте своих клиентов. Буробин только считает, что ожидаемые роялти вряд ли покроет судебные издержки режиссера.