Примерное время чтения: 9 минут
86

Два цирка - две программы

В ЦИРКЕ Юрия Никулина - премьера. Называется "Только клоуны". Про клоунов говорят или смешно, или ничего не говорят. А уж когда только клоуны, когда их столько!

...У одного из них номер - фокусы. В руках - воздушные шарики. Он подходит к женщине в зрительном зале. Знакомится. Дарит ей шарики. И забирает у нее сумку. С деньгами. Потом знакомится еще с одной. Тоже забирает сумку. И с третьей. А потом все сумки исчезают. В его широких штанах. Вот и все. Весь фокус. Как по-вашему, смешно?

Другой клоун сидит на манеже и выпивает. И еще тройка клоунов выходит. Покачиваясь. Из стороны в сторону. Все держатся друг за друга и так продвигаются вперед. Если один оступится - то все упадут. Так и есть. Вот уже один в середине не устоял, рухнул. В зале стали неуверенно хлопать. Что же еще было на арене? Стриптиз показывали. Два клоуна из театра "Микос". Один в черном костюме, другой - в сером. И оба, не очень красивые, просто раздеваются до трусов. Долли, клоунесса из дуэта "Долли и Домино", в малиновом парике с зелеными перьями все бегает, суетится. Зрителям предлагает выпить по бокалу шампанского. Или сыграть в какую-нибудь игру. Или вспомнить их первый поцелуй. Точно так вели себя когда-то массовики-затейники в клубах типа "Красный Октябрь".

Клоун всегда был зеркалом времени. Выражал его драму, с которой человечество не справилось, в жанре комедии. Маска талантливого клоуна точно выражала эпоху. Как маска Чарли Чаплина. Или Карандаша. Или Юрия Никулина. Сегодня клоуны на манеже просто загримированы. Они носят костюмы. Но ни они, ни их костюмы не запоминаются. Может быть, потому, что сегодня - эпоха толпы, а не личности? Разве клоун может выразить толпу? А если он в памяти не остается, то остается в памяти то, что вы увидели в антракте, до и после спектакля. Как фотографируются в фойе цирка. Женщина, которая хрустит на весь зал чипсами. Пони, на котором можно покататься между действиями прямо на арене. В общем, все то, что вокруг манежа. Не на нем. Нет, конечно, есть и удачные моменты. Например, коротенькая реприза с балериной: выше талии у нее ничего нет.

Юрий Никулин всегда любил клоунов, и цирк на Цветном был их домом, где им помогали, с ними работали. Приятно, что в цирке Никулина традиции сохраняются. Но это, пожалуй, единственное приятное ощущение после этой премьеры.

Цирк Юрия Никулина. "ТОЛЬКО КЛОУНЫ" M, 23 (19.00), 26 (18.00).

НЕ ПРОШЛО и полугода с тех пор, как зрители в Цирке на проспекте Вернадского восторженно встречали прошлую программу, как вышла новая - "В кругу друзей". В ней и новые, еще необкатанные номера (Юлия Осипова, к примеру, впервые представляет зрителям своих дрессированных голубей), и номера известных "друзей" зрителя. Среди них многие не демонстрировались на манеже по нескольку лет, так что и они будут открытием. Как, например, выступление заслуженных артистов России иллюзионистов Любови и Анатолия Сударчиковых, которые уже лет восемь выступают за границей. Их номер получил "Серебряного клоуна" на одном из престижнейших цирковых конкурсов - в Монте-Карло (впервые за всю его историю высокую награду получили актеры этого жанра), премирован в Риме. В программе также лауреаты конкурса циркового искусства в Риме - Мурат Абдуллаев и 14-летняя Дарья Костюк, получившие в этом году со своим номером "Дрессированные обезьяны" кроме Серебряного кубка еще два специальных приза.

Хотя разве важно для детей, пришедших в цирк поглядеть на чудо, какие призы получили номера? Они просто хотят посмотреть на чудеса и весело провести время, а это они получат в достатке. Новая программа включила в себя больше номеров, чем обычно, причем они будут все время меняться, и в течение месяца будет показано в 3-4 раза больше номеров, чем принято включать в одно представление. Так что можно прийти в "Круг друзей" несколько раз, и каждый раз, как впервые. Такая вот "обычно-необычная" программа.

Большой Московский цирк на проспекте Вернадского. "В КРУГУ ДРУЗЕЙ" MMM, 23, 25 (19.00), 26, 27 (11.30, 15.00, 19.00).

Золото Гохрана

В ПУШКИНСКОМ проходит очередная "золотая" выставка. На этот раз демонстрируются сокровища Гохрана. За бутафорской сейфовой дверью, воспроизводящей внушительную конструкцию из государственного хранилища, в подсвеченных витринах разложены всяческие драгоценности. Тут и алмазы, и увесистые золотые и платиновые самородки, и ювелирные изделия, памятные медали и предметы нумизматики. Как магнитом, притягивает публику витрина с камешками. Сверкающие бриллианты разных цветов - белые, желтые, коричневые и черные; необработанные алмазы и изумруды величиной с грецкий орех у одних вызывают восторг, в других пробуждают плотоядные чувства, а третьих наводят на мрачные мысли о крови, которую люди готовы пролить за обладание такими безделушками. Так и мерещатся сцены сражений на золотых приисках и в алмазных копях. Некоторые золотые самородки выглядят просто как грязные и корявые булыжники. А другие кажутся уже готовыми ювелирными изделиями. Наиболее внушительный "Большой Тыелгинский" весит 14 кг и по виду напоминает морскую губку.

История Гохрана началась с коллекции подарков, которыми русские цари награждали своих родственников и фаворитов. Потом уже к созданию царского фонда подключили людей, которые специально занимались приобретением драгоценностей. Со временем к коллекции стали относиться не как к личной собственности монархов, а как к достоянию короны. Сейчас Гохрану уже 280 лет.

"ЗОЛОТАЯ КАЗНА РОССИИ", MM, ГМИИ им. Пушкина, до 19 марта.

Биг-бэнд из Краснодара

ТЕ, КТО сомневался в возможности перехода джазовой культуры в новое столетие, получили в Большом зале Консерватории на концерте Краснодарского джаза (художественный руководитель и главный дирижер Георгий Гаранян) убедительное доказательство от противного. В чем же оно состоит? То, что джаз в России существует, - это аксиома и удивительное явление из области борьбы противоположностей. Джаз в Советском Союзе и России несколько раз запрещали на официальном уровне. Особенно страшный и радикальный запрет произошел в 1948 г. и совпал с идеологическим началом "холодной войны". Окончательное и бесповоротное возвращение джаза произошло в 1957 г. Тогда мы впервые услышали имя Георгия Гараняна. На Московском фестивале молодежи и студентов он, самоучка, играл публично.

Самоучка-любитель в джазе - персона грата. Свыкшись с этой мыслью, мы не должны удивляться тому, что в Краснодаре, городе на юге России, никогда не блиставшем джазовыми традициями, появился большой и уверенно играющий джаз-оркестр. Причиной всему опять же Георгий Гаранян. Он был приглашен для создания биг-бэнда из местных музыкантов руководителями Краснодарского муниципалитета, среди которых сам мэр господин Самойленко оказался квалифицированным любителем джаза. До этого он играл с первых дней в оркестре Олега Лундстрема. Затем - в джазе Гостелерадио СССР. Джаз разогнали на правительственном уровне, заменив на ансамбль "Советская песня". А Гаранян с единомышленниками "вынырнул" в оркестре фирмы грамзаписи "Мелодия". Кто не помнит этот небольшой, мобильный и синтетический по творческим направлениям ансамбль? Такие же чудеса Гаранян сотворил в оркестре Цирка на Цветном бульваре, который возглавлял и буквально преобразил. Но то, что произошло в Краснодаре, можно отнести только к разряду "Нарочно не придумаешь". По профессиональному уровню Краснодарский джаз - лучший за всю историю джаза в Советском Союзе и в России. Что и доказал концерт муниципального биг-бэнда в Зале имени Чайковского, подтвержденный убедительнейшей формой свободы, которая мыслима только в джазе.

Спешу заметить, что разговорчики о неправомерности джазовой музыки в БЗК под портретами великих композиторов есть не что иное, как крокодиловы слезы ортодоксов и ханжество. Джаз как искусство давно стал классикой ХХ века. Вот тот прекрасный урок, который преподал нам муниципальный биг-бэнд из города Краснодара.

Концерт Краснодарского муниципального биг-бэнда, MMM , слушайте 19 апреля в БЗК.

Как узнать обо всем на свете

ТЕ, КТО учится, занимается наукой или по жизни увлечен разгадыванием всевозможных кроссвордов, знает: словарей в доме мало не бывает. Особенно популярных, составленных по принципу "обо всем понемногу и по возможности доступным языком". Научное издательство "Большая Российская энциклопедия" (бывшая "Советская энциклопедия") в нынешнем году отмечает юбилей - 75 лет. И по этому поводу решило преподнести подарок - подготовило несколько новых словарей.

Прежде всего - Энциклопедический словарь школьника. Всемирная история. В нем собраны сотни статей об истории всех стран и народов всех континентов, о персонажах мифов и сказаний. Еще несколько лет назад мы и представить себе не могли, чтобы академическое издание рассказывало детям о том, кто такой Аарон (для тех, кто не знает, - брат и сподвижник пророка Моисея) или Валтасар, каково точное значение понятий "антисемитизм" и "сионизм". И все - исключительно с позиций науки, без всякого пропагандистского "брызганья слюной". Справочник в справочнике - основные даты крупных открытий, достижений, изобретений, сражений и пр. То, что на уроках истории обычно запоминается с большим трудом.

Второй подарок - Популярный энциклопедический словарь. Подготовлен по образу и подобию знаменитого Большого Энциклопедического Словаря, но так как издание совсем свежее, составители внесли в него конъюнктурную правку (изменения в судьбе героев статей). Еще одно отличие от БЭС - меньше статей, зато формат книги более удобный, компактный, на рабочем столе он займет меньше места, а значит, его всегда можно держать под рукой, а вдруг вам срочно понадобится узнать, кто такие ни-вануату или чем палладианство отличается от барокко.

В планах издательства - Новый политехнический словарь, том "Отечество" и пр. Лишь успевай читать и учиться.

Популярный Энциклопедический Словарь и Всемирная история, Энциклопедический словарь школьника, изд-во "Большая Российская энциклопедия" MM, 1999 г.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно