С начальником Регионального управления, по организованной преступности г. Москвы генерал-майором Владимиром РУШАЙЛО беседует корреспондент "АиФ" Дмитрий МАКАРОВ.
- Когда появилось Региональное управление по организованной преступности?
- Прообраз нашего подразделения в Московском главке возник в 1986 г., когда в структуре Управления уголовного розыска был создан отдел по борьбе с опасными проявлениями групповой рецидивной преступности. И если сегодня наше управление насчитывает более 700 человек, то тогда в отделе работало всего 25 сотрудников. В тот момент мы для себя решили, что в отличие от структур уголовного розыска, работающих по схеме: от преступления - к личности, наше подразделение будет работать от обратного.
- Владимир Борисович, в последнее время ни о чем так много не говорят, как об организованной преступности. Но что это такое, мне кажется, мало кто толком знает. Ну, скажем, трое подростков собираются по ночам и вскрывают машины. Попадают ли они в сферу вашей деятельности?
- Нет, не попадают. Они в компетенции окружных подразделений органов внутренних дел. Но действительно с определениями, терминами у нас царит неразбериха. К сожалению, наши законодатели не определили, ни что такое организованная преступность, ни что такое организованная преступная группа.
Это заставляет нас пользоваться определением американских криминологов, которые выделяют организованную преступную группу по следующим признакам.
Первое: это два или более человек, которые организовались для совершения преступлений материально-корыстной направленности.
Второе: внутри группы имеется иерархия и действуют определенные нормы поведения, чаще всего жесткие. Отдельные элементы этой структуры выполняют охранительные функции разведки и контрразведки е тем, чтобы эта структура могла выжить.
Третье: у организованной криминальной структуры имеется, как правило, своя материально-техническая база, куда входят денежные средства, автотранспорт, ере детва связи и вооружение.
Четвертое: наличие каналов для отмывания денег.
Пятое: наличие признаков коррупции, то есть связи с представителями органов власти и управления, которые либо действуют, либо бездействуют в интересах данной группировки.
Шестое: раздел сфер влияния между отдельными группами либо по территориальному, либо по отраслевому признаку.
На высшей своей стадии организованная преступность ставит перед собой политические цели: проникновение в органы государственной власти и управления. Это уже довольно опасно.
- К сожалению, сегодня государственная власть в России не может заставить даже госпредприятия, не говоря уже о коммерческих организациях, отдавать вовремя долги. Но в природе не бывает вакуума. Поэтому выбивание долгов за процент стало коронной специальностью бандформирований. Государство почти перестало защищать нашу жизнь и собственность, но можно договориться с какой-то территориальной бандой, и она, пусть за большие деньги, гарантирует вашу защиту. А органы охраны правопорядка в глазах населения все больше теряют свой авторитет.
- Я бы с такими утверждениями не торопился. По каким-то отдельным фактам через средства массовой информации нашим гражданам действительно навязывается такое мнение. То есть у нас воспитывается негативное отношение к власти, а нужно воспитывать негативное отношение к преступникам, в том числе и к тем, кто носит милицейские погоны.
- Так что вы предлагаете, ужесточить систему наказаний?
- Безусловно. Посмотрите на Сингапур. Очень жесткая страна. Поймали тебя с наркотиками - высшая мера наказания, с незаконным оружием, даже если ты его не применял, - тоже. В некоторых мусульманских странах по закону за воровство отрубают кисть руки. И там уже давно никто не ворует. Одна только угроза наказания дисциплинирует людей.
- Ну, дай "волю" нашим правоохранительным органам - и можно ждать нового 37-го года. Это до сих пор все помнят и боятся этого. Иначе не было бы столько протестов против Указа Ельцина об усилении борьбы с преступностью.
- У нас что, до этого Указа отдельные представители правоохранительных органов не нарушали законов? Нарушали. И за это их карали. Так давайте бороться с нарушителями Указа, а не с самим Указом.
- Все-то вы вроде правильно говорите, но от работников Генпрокуратуры РФ я знаю, что почти в каждом мало-мальски крупном деле, связанном с хищениями или коррупцией, замешаны сотрудники органов внутренних дел. Раньше выявлением таких случаев занимался КГБ, а теперь?
- Сейчас эта функция возложена на Главное управление по организованной преступности и его региональные подразделения. Мы выявляем таких людей, и если человек не зашел слишком далеко, то просто предупреждаем и исключаем повторение правонарушений. А если убеждаемся, что перед нами зарвавшийся негодяй, который использует свое служебное положение, то привлекаем его к уголовной ответственности. Идет самоочищение системы, как и должно быть.
В первой половине 1994 г. были привлечены к уголовной ответственности 62 сотрудника органов внутренних дел Москвы. Из них 28 - Управлением по организованной преступности. Всего нашей службой выявлено 45 преступлений, связанных с коррупцией.
- А чем можно объяснить достаточно низкий процент раскрываемости преступных групп РУОПом?
- Я думаю, говорить о проценте раскрываемости неуместно. Мы же не уголовный розыск. Мы работаем по видам преступной деятельности, над конкретными людьми, над конкретными областями. Что же касается статистики, то нашим подразделением в 1993 г. раскрыто 483 тяжких преступления, пресечена преступная деятельность 237 преступных группировок, у преступников изъято 609 единиц огнестрельного и 351 единица холодного оружия, 223 гранаты, свыше 26 кг наркотиков.