Когда имам Шамиль вышел из осажденной крепости с поднятыми руками и пошел в сторону царской армии, то услышал за спиной оклик: "Шамиль!" Оклик повторился. Но Шамиль шел не оборачиваясь.
- Почему ты не обернулся? - спросил его позднее русский офицер.
- Если б я повернулся, он бы выстрелил.
Этот обычай - не стрелять в спину - существует у чеченцев и ныне. Есть в Чечне и другой древний обычай - кровная месть. О нем заговорили сейчас, когда в Чечне по сути началась гражданская война.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Временного совета Чеченской Республики Умар Автурханов в августе пытался с помощью двух танков и нескольких вооруженных автоматчиков взять под свой контроль станицу Николаевскую, но местные жители легли под танки. Они не хотели, чтобы на их село опустилось пятно позора, и перекрыли им дорогу. За каждую убитую женщину по законам кровной мести здесь убивают двух мужчин (хотя и не всегда). За мужчину - мужчину. Страх перед грозящей кровной местью заставил автурхановцев оставить на этой территории свои танки. Селяне не передали танки и прибывшей сюда дудаевской стороне. (Позднее вернули Автурханову.)
Но, к сожалению, угроза кровной мести не всегда является сдерживающим фактором в решении политических и военных задач. В селах Алхан-Юрт и Первомайское вооруженные группировки Беслана Гантемирова и Умара Автурханова не выполнили требование старейшин о добровольном уходе из села. В результате возникшей перестрелки пролилась кровь мирных жителей. И родственники убитых, как говорят, объявили лидерам оппозиции кровную месть.
Когда кого-то убивают (либо оскорбляют), с обеих сторон участников этого конфликта должны сходиться старейшины и определять причину гибели (оскорбления), а также степень вины за это преступление. Если же чеченец убит (пострадал) за воровство, изнасилование, то мстить за него никто не будет.
"Дудаев - мой враг, - сказал мне Асланбек из Толстой-Юрта. - Но если он зайдет в мой дом, спасаясь от мстителей, я укрою его, потому что он - мой гость. Я отвечаю за его безопасность. Даже если бы я объявил ему кровную месть, то все равно отпустил бы с миром. Свой смертный приговор исполнил бы в другой раз. На нейтральной, "грязной" территории".
Помните недавнюю историю с тремя отрубленными головами? Этот снимок обошел страницы газет и был показан по телевидению. Головы, как сейчас выяснилось, принадлежали двоюродному брату Лабазанова, его лучшему другу - казаху Булату и одному из боевиков. Отрубленные головы своих друзей Лабазанов списывает на сторонников Дудаева. Хотя эти головы отрубили сторонники Дудаева, но отнюдь не из-за того, что Лабазанов является их политическим противником. Это, как рассказал мне житель Грозного, - дело рук одного из тейпов. Боевики Руслана Лабазанова, оказывается, похитили парня, принадлежащего одному богатому и известному роду. За пленного попросили немалый выкуп. Но в Чечне не похищают мужчин и выкуп просят только за невест. Поэтому кровная месть, свершившаяся над этими тремя лабазановцами, - ответ на оскорбление рода. Если бы факт возмездия не состоялся сегодня, он бы произошел завтра, ибо другому поколению этого рода тыкали бы в лицо, мол, твой отец (или дед) - не мужчина: он не отомстил за злодеяние лабазановца.