Примерное время чтения: 6 минут
136

ОДНА МАШИНА ФОРМУЛЫ-1 СТОИТ ОКОЛО 800 ТЫС. ДОЛЛАРОВ . Эти безумные, никчемные, потрясающие гонки

Формула-1 - зачем она? Зачем гигантские треки, дорогие, бесполезные вне гонок машины? Зачем колоссальные денежные затраты и риск, ведущий к трагедиям?

"Но вот взревели моторы, на старт выкатились монстры, состоящие из колес и кабины, сжали штурвалы пилоты, - и вам не до вопросов, - считает Цени ПЛЮВИНАЖ, представитель информационного агентства "ICN", специализирующегося по автоспорту. Вас захватывает азарт, фанатизм этого действа."

И все же сейчас, перед началом очередного сезона гонок, попробуем с помощью французского эксперта разобраться в феномене Формулы-1.

ЗДЕСЬ нет национальных команд: в схватке автомобильных гигантов границы не имеют значения. Но человек так устроен: он хочет болеть за "своих". Немцы идут смотреть на Шумахера и не комплексуют, что он ездит на итальянской машине с американским мотором. А в Италии болеют за французского пилота только потому, что он водит "Феррари". Трудно понять, за что Формулу-1 полюбили наши зрители, - у России нет ни машин, ни пилотов, ни трассы. Но все поправимо. Проходит же один из этапов в Венгрии. А чтобы и в России когда-нибудь прогремели автомонстры, нужно иметь трек, технические параметры которого согласованы с Международной федерацией автоспорта (ФИА), и оплатить расходы на проведение гонок.

РИСК

ЗА 44 года соревнований разбились уже сотни машин. Сколько сошло с дистанции - трудно подсчитать. Главные причины - столкновения и неполадки в моторе, в коробке передач. Но приостанавливаются гонки, как правило, только если трек заблокирован машинами. Или, как это было в прошлом сезоне, когда разбился Айртон Сенна: его машина врезалась в бетонное ограждение, "осколки" рассыпались по трассе.

Вообще больше всего аварий происходит на старте. Это самый опасный момент. Медики говорят, что у пилота на старте сердце делает 160 ударов в минуту, а к первому повороту - до 180!

Формула-1 - спорт для очень смелых людей. В 50-х гг. во время соревнований погиб 21 человек, в 60-х - 27, в 70-х - 12, в 80-х - 7. С 1990 по 1993 г. не погиб никто, а в 1994 г. - уже двое, после того как ФИА приняла решение запретить электронные системы помощи пилоту. Это казалось логичным: в конце концов машиной должен управлять человек, а не компьютер. Но мощные автомобили, лишенные электроники, стали выходить из-под контроля.

СКАНДАЛЫ

АЙРТОН Сенна, один из лучших гонщиков в мире, в начале 1994 г. ни разу не смог до конца пройти трассу. После его трагической гибели один из пилотов заявил в интервью, что Сенна вынужден был вести гонку на пределе возможностей, так как у всех основных соперников, вопреки запрещению, были компьютерные системы контроля. Окончательного решения специалистов пока нет, но пилоты задают себе вопрос - почему у Шумахера, выступающего за "Беннетон-Форд", никогда нет никаких проблем с машиной? Руководство команды заявляет, что хоть компьютер "на борту" и остался, но запрещенные программы отключены. Комиссия Федерации вынуждена была поверить на слово.

ЭКИПИРОВКА

ПРОВЕРИТЬ пилотов на допинг и в голову никому не приходит. Применять его в Формуле-1 - самоубийство. Гонщики соблюдают режим, практически не пьют и не курят. И в еде им приходится себя ограничивать. Несколько лишних килограммов веса - это лишние доли секунды на финише.

Одежда пилота - легкая и жаропрочная. Из специальной ткани, которая называется номекс, шьют нижнее белье, комбинезон, шлем-шапочку, носки. Даже лейбл с названием фирмы-спонсора - из номекса; так же, как и нитки, которыми этот лейбл пришит. Костюм стоит 1000 долл., не считая касок, которых пилот "снашивает" иногда за год штук пять. В таком защитном одеянии можно до 12 секунд продержаться в огне, при 700. Если после аварии пилот в сознании, он самостоятельно покидает машину. Достаточно нажать всего две кнопки. Одну - чтобы отстегнуть ремни, другую - чтобы вытащить руль - иначе не выбраться.

РАБОТА

СЕГОДНЯ машины на старт выводят 14 команд, или, как их принято называть, "конюшен". В каждой, кроме пилотов, - директор, главный инженер плюс по одному инженеру на каждую машину, а также механики, техники - столько, сколько позволяют средства. В богатой команде - до 50 человек. В тех, что победнее, - около 20.

Только для того, чтобы поменять колеса во время гонок, нужно 16 помощников. По трое на каждое колесо: один его откручивает и закручивает пневмопистолетом, второй снимает, третий приносит новое. Еще два человека стоят спереди и сзади, чтобы поднять машину. И как минимум двое заливают бензин. На все положено тратить не больше 6 - 9 секунд!

Но в целом на этой операции нилоты теряют 20 - 23 секунды. Ведь, въезжая в "док", они должны сбрасывать скорость до 80 км/ч. Такие строгости были введены в 1994 году, после аварии в Италии, когда машина потеряла переднее колесо и было ранено 4 человека, обслуживавших другую команду.

ТЕХНИКА

ЗАТО на трассе никаких ограничений скорости не существует. Машины разгоняются в среднем до 300 км/ч. Все зависит от пилота и от техники. О ее мощности можно судить по времени, за которое машина проходит 1 км от старта. "Вильямс-Рено", например, "пролетает" это расстояние за 12 секунд, а негоночная "БМВ" за эти же 12 секунд пройдет только 200 м, "Жигули" -100.

Как и у обычных автомобилей, в машине Формулы-1 три педали. А вот коробка скоростей с 1993 года стала полуавтоматической - переключается двумя кнопками на руле: быстрее - медленней. Сам руль исключительно чувствительный: максимальный поворот машины достигается половиной оборота руля. Кто водит машину, тот поймет, как сложно управлять при этом.

Возможно, когда-нибудь эти чудеса техники перейдут и в серийное производство, как в свое время произошло с активной подвеской, системой антиблокировки, устройством против скольжения. Стоят гоночные автомобили около 800 тыс. долл. - немного, если учесть, что спортивный (но не гоночный) "МакЛарен" продается за миллион.

РЕКЛАМА

НИ ОДИН пилот пока еще не признался, какая сумма проставлена у него в контракте. Предполагают, что лучшие гонщики получают в год от 5 до 10 млн. долл. Но есть ведь пилоты, которые замыкают гонку. Так вот, они сами платят, лишь бы участвовать в Формуле-1. Конечно, не из личных сбережений, а благодаря спонсорам.

Исключительно спонсоры оплачивают и сами эти дорогостоящие соревнования. Прежде всего производители автомобилей: компании "Форд", "Мерседес", "Рено", "Пежо", "Феррари". Их участие доказывает владение высокими технологиями.

Финансируют гонки и компании, далекие от автоспорта: "Мальборо", "Кэмел", "Ротманс". Формула-1 для них - это реклама. Но если в стране реклама сигарет запрещена, то названия сигарет с машин приходится убирать. Организаторы соревнований рекламу не запрещают. Даже шампанским победители обливаются из больших бутылей, чтобы видно было название фирмы-изготовителя.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно