Примерное время чтения: 9 минут
153

ИЗ 19 ГЛАВ ОБЛАСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ В КАЗАХСТАНЕ СЕМЬ - НЕ КАЗАХИ. И. Назарбаев - последователь Иванова

С президентом Казахстана Нурсултаном НАЗАРБАЕВЫМ беседует специальный корреспондент "АиФ" Дмитрий МАКАРОВ.

- Нурсултан Абишевич, я сужу о вашей республике, "глядя из Москвы", и многое оттуда кажется непонятным. Почему вы, которого всегда считали первым демократом в Средней Азии, решились на такой антидемократический шаг, как роспуск парламента и проведение референдума о продлении ваших полномочий до 2000 года?

- Сильная исполнительная власть - это не вопреки демократии. Она нужна для того, чтобы нормально провести реформы в экономике, чтобы эффективно бороться с преступностью, задушить коррупцию. Чтобы улучшить жизнь людей.

Если бы в начале этого года мне сказали, что я буду проводить референдум о продлении президентских полномочий, я бы не поверил. Но после того как Конституционный суд прекратил существование парламента, я понял, что Конституцию нужно изменить.

Прежний парламент за год рассмотрел всего восемь законов. По темпам вступления в рыночную экономику мы отставали от всех. Но конституционную реформу можно было провести только после того, как народ выскажет доверие Назарбаеву. Так возникла идея референдума.

- И здесь, в Казахстане, и в Москве я слышал термин "оказашивание": это когда во главе чисто русского города в Северном Казахстане почему-то становится казах.

- Этот вопрос обычно начинают поднимать перед большими политическими кампаниями. Это тема огромной исторической, стратегической важности - быть России и Казахстану, русскому и казахскому народам вместе или не быть? Говорю искренне, честно, без всякой азиатской хитрости, что Богом дано нам жить на одной территории, иметь общие границы, быть добрыми соседями. Столетиями шло проникновение культур из Казахстана в Россию, от России к нам.

Благодаря русскому языку казахи получили большие знания в области науки и техники в мире. Нынешний интеллектуальный потенциал, те 30 - 35-летние ребята с московским, ленинградским образованием, которых мы выдвигаем к рук, зодству, стали классными специалистами с помощью русских. Поэтому мне непонятно, кто подсказал вам этот вопрос.

- Приходят письма...

- Письма эти организуются специальными организациями, которые созданы в Москве. Когда мы с Ельциным подписали соглашение о том, что процедура изменения гражданства жителей России и Казахстана станет упрощенной, так некоторые народные депутаты русской национальности из Казахстана поехали в Думу просить не ратифицировать этот договор. Ну что это такое? Это дело "вечно вчерашних", которые умеют показать себя только в условиях конфронтации, потому что только в этих условиях они могут быть "значимыми" людьми.

- Вы хотите сказать, что русские в Казахстане дискриминации не подвергаются?

- Судите сами: из 21 министра 9 - не казахи. Из 8,5 тысячи школ в Казахстане 5 тысяч - русские. Из 19 глав областных администраций 7 - не казахи. Население Казахстана таково: 50% - казахи; 32% - русские; немцев, украинцев, уйгуров и узбеков вместе взятых -10%; и 8% вобрали в себя представители других народов и наций. Скажите, какая республика бывшего Советского Союза в каждой своей области имеет русский драматический театр? В какой республике 70% всех средств массовой информации используют русский язык? Где русскому языку придан статус официального, а не какого-то не понятного никому "языка межнационального общения"? Я тоже получаю массу писем от миллиона казахов, живущих в России. Они жалуются, что в России нет казахских школ.

Конституция Казахстана предоставляет равные права всем. Мы не считаем, что надо защищать казахов. Если кто-то из казахов нарушает закон в России, то почему мы должны их защищать? Это же прямое вмешательство во внутренние дела государства! Но и в наши дела не надо вмешиваться.

- Не кажется ли вам, что национальные, территориальные проблемы решатся, если Россия, Казахстан, Белоруссия, Украина вновь объединятся?

- Российская политика в отношении стран СНГ мне далеко не во всем понятна. Непонятен, например, недавний указ Президента Ельцина о стратегических целях России в СНГ. Вы не найдете в нем ни одного слова о том, что все мы равны, что все мы в конце концов братья, потому что прожили вместе в одной стране сотни лет. А есть слова: защищать будем кого-то (не знаю от чего), будем оказывать экономическое давление (на кого?) и таким образом будем блюсти интересы России.

Но мы разве против интересов России? Непонятно, например, зачем нужно, чтобы российские уголь, нефть, цветные металлы конкурировали с казахскими на мировых рынках. Почему казахстанская нефть не может транспортироваться за рубеж по российским нефтепроводам? Ведь за каждую тонну нефти Россия получает деньги!

- Российское правительство во многом потеряло управление государством. Кое-где на местах власть захватили мафиози, а им на государственные интересы наплевать.

- Могу сказать только, что у нас с Россией заключено 44 соглашения, но мало какие из них работают! Точно так же дело обстоит и у других государств СНГ. А потом в России удивляются, почему это Узбекистан, Азербайджан, Казахстан ищут альтернативные пути развития.

- Учитывая такое отношение российского руководства, скажите: не появилось ли у вас желания перейти "под крыло" Китая или Турции?

- Я убежден, что будущее Казахстана неразрывно связано с Россией. Казахстан не должен делать чего-либо, не учитывая интересов России. Но и Россия должна учитывать интересы Казахстана и относиться к нему, как к равному.

- Нурсултан Абишевич, вы для России человек не чужой, что вы думаете о только что прошедших у нас выборах?

- Думаю, зря половина мест в Думе отдана партийным фракциям. Потому что ни у вас, ни у нас нет партий с серьезной социальной базой на местах. Мы в Казахстане решили, что каждая партия будет выдвигать своих кандидатов только через одномандатные избирательные округа.

Далее. На свои избирательные кампании ваши партии потратили бешеные деньги, которые так или иначе отняты у народа, и потрачены они не на дело, а на демонстрацию кандидатов в депутаты.

- А в чем, по-вашему, сущность демократии?

- Демократия устанавливается не указами и декретами - ее надо выстрадать. Она не на словах, она внутри каждого. Народу надо дать возможность понять, что демократия прежде всего есть подчинение законам собственной страны.

Моя свобода кончается там, где я начинаю наступать на ваши демократические свободы. Поверьте, что мне, бывшему коммунисту, первому секретарю ЦК, выросшему в условиях тоталитаризма, нелегко было воспринимать эти азбучные, на первый взгляд, истины.

- Но парламент-то вы свой, несмотря на его "демократические свободы", взяли да и распустили.

- Не я его распустил, а Конституционный суд. И во благо. Я предложил парламенту ввести частную собственность на землю. Меня не поддержали. Предложил русскому языку дать статус не языка межнационального общения, а официального языка страны. Не поддержали. Предложил считать Казахстан государством не только самоопределившейся казахской нации, а всего народа Казахстана, всех, кто здесь живет! Не поддержали.

- Вас все время обвиняют в попытках присвоить себе диктаторские полномочия.

- Если бы я был диктатором, я бы не стал проводить денационализацию экономики. Какой диктатор рубит сук, на котором сидит?

- Но вы назначаете и меняете министров, как перчатки.

- Это верно. За полтора года у нас произошло полное обновление аппарата. За пять лет сменилось несколько поколений чиновников. У нас в руководстве уже почти на осталось первых секретарей обкомов. Я сразу вижу тех, кто в душе сопротивляется моим начинаниям или просто не "врубился" в происходящее. Таких я убираю. Но без эксцессов. Никого еще не обозвал "партократом", потому что все они - мои бывшие товарищи. Я меняю их, но не выбрасываю, а устраиваю на новую работу, поэтому они никогда не составляли мне оппозиции.

- Говорят, если Назарбаев ласково похлопывает министра по плечу, это верный признак, что скоро его уволят.

- В ответ я расскажу вам случай из своего опыта. Как-то меня, тогда уже секретаря ЦК, вызывают наверх и говорят: "У тебя в отделе есть женщина (он назвал фамилию), инспектор ЦК, вызови ее и скажи, что она уволена". Допытываюсь, за что. В ответ мне говорят: "Скажи: уволена и все. А будешь еще спрашивать, и тебя уволю". Я подыскал ей работу по специальности, неплохо ее пристроил. Потом выяснилось, что муж ее сказал что-то плохое на базаре про кого-то наверху...

Встав во главе Казахстана, я дал себе слово, что по чьему-то наговору никогда и никого не буду освобождать от должности.

- Вы выглядите "на миллион". Говорят, вас заставила обливаться холодной водой ваша жена, которая является последовательницей Порфирия Иванова.

- Я долго отбрыкивался от советов жены заняться обливаниями. Тем более что у казахов жену слушать не очень принято. Но один удивительный случай заставил прислушаться. У жены была ангина с температурой 39.

На дворе было минус 10. А она, босая, вышла на улицу и стала обливаться холодной водой! Температура упала до нормальной. Каждые два часа обливалась и сутки ничего не ела. И все прошло. У нас на даче есть маленький бассейн с холодной водой, и я стал утром прямо с постели нырять в этот бассейн. И вечером - перед сном, еще каждое утро делаю пробежку по 30 минут.

Порфирий Иванов не рекомендовал ни курить, ни пить. Курить я давно бросил, а вот со спиртным расстаться не получается. Если с некоторыми из моих коллег не выпить, разговора просто не получится.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно