Примерное время чтения: 6 минут
155

ПОДРОБНОСТИ. Что предлагает генерал Куликов?

9 февраля под занавес заседания правительства министр внутренних дел Анатолий КУЛИКОВ выступил не с докладом о том, как идут дела в Чечне или как милиция ловит преступников, а с самой что ни на есть экономической программой.

ВОТ основные тезисы речи генерала Анатолия Куликова, сделанные на основе выводов экспертов МВД.

Недофинансирование Министерства внутренних дел, Вооруженных сил, критическая ситуация с "денежным довольствием органов" приводят к тому, что руководить этими ведомствами становится сложно. Идут голодовки и забастовки, мы уже перестали ловить преступников. Армия сейчас стала разлагаться, как в феврале 1917 г., только тогда это происходило под влиянием большевистской пропаганды, а сейчас - из-за хронических неплатежей. Вместо 3 трлн. рублей в 95-м году было выплачено всего 1,7 трлн. (здесь и далее выделены предложения самого А. Куликова, высказанные им в дополнение к подготовленному экспертами анализу - Ред.). В ответ на ссылки Минфина на отсутствие в бюджете средств сверх узаконенных расходных статей, эксперты МВД провели собственное специальное исследование и подготовили следующие предложения:

- сократить все необоснованные расходы и заведомо неэффективные проекты, каких немало. Например, на подготовку и проведение "Праздника русского самовара" выделяется 50 млрд. рублей. "Тех, кто подсовывает подобные предложения, стоило бы просто привлекать к ответственности";

- дать поручение правительству проанализировать результаты проверки исполнения Указа об использовании административных зданий для размещения коммерческих структур, а материалы передать в прокуратуру для возбуждения уголовных дел. По данным МВД, казна не получает ничего от аренды коммерческими структурами 70% переданных им зданий и сооружений (в прошлом году по соответствующим статьям от Министерства внешних экономических связей не был таким образом получен 51 млрд. рублей, от Минатома - 34,3 млрд., от Минсоцзащиты - 3,4 млрд. руб.; всего бюджет недосчитался около 100 млрд. руб.). "Государственные помещения по сути эксплуатируются коммерческими структурами бесплатно";

- частично национализировать коммерческие банки и коммерческие структуры, занимающие на рынке монопольное положение, с передачей контрольного пакета акций этих финансовых и промышленных компаний специально созданному государственному комитету по управлению активами этих структур. Речь идет о крупных банках и компаниях добывающей сферы, только 40% акций которых принадлежит государству (РАО "Газпром", нефтяные компании "ЛУКойл", "Юкос", а в числе банков - Промстройбанк и Мосбизнесбанк). "Директора этих предприятий подолгу размышляют о том, стоит отдавать деньги государству или нет, а мировая практика показывает, что такие промышленные и финансовые гиганты должны иметь не менее 50 - 60% государственной доли и соответствующее управление своими ресурсами и резервами";

- с целью стимулирования возврата России долгов стран СНГ, которые уже сейчас составляют примерно 9 млрд. долл., необходимо выпустить ценные бумаги под их долговые обязательства, продавая или закладывая которые, можно создать явную угрозу бюджетам государств ближнего зарубежья, и тем самым заставить их платить;

- национализировать совзагранбанки в Париже, Люксембурге, Русский банк в Цюрихе, Московский народный банк в Лондоне, которые были созданы в свое время "на случай войны, либо для финансирования мировой пролетарской революции". "2 - 3 трлн. из них запросто можно выжать, и при этом совершенно незачем обращать внимание на мнение по этому поводу мировых финансовых организаций вроде Международного валютного фонда";

- необходимо пересмотреть целесообразность сохранения в прежних объемах золотовалютных резервов Центрального банка РФ, которые якобы направлены на поддержание валютного коридора. "Валютный коридор можно расширить, позволить ЦБ частично гасить колебания курса доллара на бирже, но все же часть средств использовать на насущные потребности";

- требуется пересмотреть акцизно-тарифную политику по отношению к экспорту нефти и нефтепродуктов, подняв пошлину на нефть до 10 - 15 ЭКЮ за тонну при одновременном увеличении акцизов;

- отказаться от малоэффективных бюджетных затрат, в частности, на восстановление экономики и социальной сферы Чеченской республики, из-за которой государство и так несет колоссальные материальные потери. "Выплачивать только пенсии и пособия жителям этой территории, а во всем остальном дождаться, пока наступит общая стабилизация обстановки, а то нередко деньги из российского бюджета попадают непосредственно к дудаевцам. При этом крутить деньги в Чечне не через 11 уполномоченных банков, а всего через 5, как и положено";

- ликвидировать "черные дыры" федерального бюджета. В качестве примера: 3 февраля появился документ о центре международного бизнеса "Ингушетия". Там вообще все освобождаются от налогообложения, экспортного и таможенного контроля, при этом введена система анонимного владения самими компаниями в рамках центра. Действуют только два условия, чтобы стать хозяином фирмы в центре "Ингушетия", - внесение 2 тысяч долларов США в уставный капитал и факт постоянного места жительства за рубежом, что имеется у всякого уважающего себя "вора в законе";

- ввести специальным указом обязательное декларирование происхождения капитала для физических и юридических лиц, а также проверку обоснованности владения объектами недвижимости. "Если достаточных обоснований не предоставляется, жилье и прочую недвижимость конфисковывать с последующей реализацией на рынке".

...Итак, армия и "органы" изучили способы, как можно спасти ситуацию, вывести их из бедственного положения. Сам Анатолий Куликов после заседания правительства заявил в интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС: "Наши выводы не бесспорны, но это то, что лежит на поверхности". К слову, представителям прессы, которые услышали все сказанное генералом на заседании, настоятельно рекомендовали информацию не распространять. Неизвестно также (пока по крайней мере), насколько ощутимо стремление осуществить все пункты изложенной им программы.

Стоит обратить внимание и на то, что выступление Анатолия Куликова прозвучало на заседании кабинета в отсутствие премьера Виктора Черномырдина, отдыхающего в Сочи. Председательствовал в связи с этим первый вице-премьер Олег Сосковец, а именно он, кстати, не так давно утешал на коллегии Роскомметаллургии директоров крупнейших предприятий отрасли, весьма нелестно отозвался о "некоторых руководителях, которые до сих пор пытались реализовывать в России западные реформаторские схемы без учета отечественной специфики", и плюс к тому почти пообещал принципиальную схему приоритетов реформ.

Коль скоро свое заявление Анатолий Куликов сделал не где-нибудь, а с трибуны заседания правительства, да еще потребовал как член Совета безопасности созвать по этому поводу чрезвычайное заседание кабинета, можно не сомневаться в том, что оно не останется без внимания и изучения, и рано или поздно последуют и выводы. Ну а пока еще не возникла буря эмоций перепуганной либеральной общественности по поводу внезапно возникших угроз, первая реакция членов кабинета министров после нескольких минут гробового молчания была таковой:

Олег Сосковец (первый заместитель председателя правительства): "В связи с действительно непростым положением армии и МВД правительству необходимо сформировать свое мнение о финансировании силовых структур".

Евгений Ясин (министр экономики): "Предложения небесспорны, и чрезвычайное заседание кабинета собирать для их обсуждения вряд ли стоит. Отношение мое неоднозначно, комментировать не могу и не буду".

Андрей Кокошин (первый заместитель министра обороны) проявил с А. Куликовым безусловную солидарность, не скрывая этого: "МВД гораздо шире и глубже понимает ситуацию, чем армия".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно