Покупаем ли мы хлеб, газету, пальто - мы как бы покупаем немножко нефти, которая "поучаствовала" в производстве или перевозке нужного нам товара. Поэтому, когда дорожает нефть, дорожает все. Сейчас ситуация в нефтяной отрасли складывается весьма неблагоприятно для наших кошельков. Некоторые экономисты считают, что она может вызвать рост цен на товары сразу на 50%. Насколько оправданны эти нерадостные прогнозы? На этот вопрос наш корреспондент Татьяна КОРОСТИКОВА попросила ответить кандидата экономических наук Сергея КОЛЧИНА,
НЕФТЬ во все времена выручала нашу экономику. Как ни страшен был ценовой шок 1992 года, но его смягчило регулирование цен на энергоносители. Как ни тяжело обстоит дело со сбором налогов в бюджет, но именно топливно- энергетический комплекс (ТЭК) в 1995 г. обеспечил 35% всех поступлений его доходной части. Поскольку на мировом рынке цены на нефть были выше, чем на внутреннем, то нефтяники компенсировали внутренние ценовые потери увеличением экспорта.
За 1995 г. на внутреннем рынке цены на нефть выросли в 2,8 раза, на бензин - в 3 раза. И вплотную приблизились к мировым.
События начала нынешнего года (размораживание тарифов на электроэнергию, газ, транспорт, а также очередная переоценка основных фондов (в среднем в 2,8 раза) говорят о том, что нефтяная отрасль может превратиться в источник нового витка инфляции в стране.
Переоценка основных фондов - материальной базы отрасли - необходима для адекватного отчисления средств на реконструкцию, ремонт, оборудование и т. д. Вместе с тем соответственно вырастет себестоимость добычи нефти и повысятся цены на нефтепродукты. Это повлечет за собой сокращение внутреннего спроса, невыгодным станет и экспорт. Что же делать в этой тупиковой ситуации? Очевидно, кризис может разрешиться привычным путем - новым витком роста цен и падением курса рубля. Хотя есть вариант смягчения последствий переоценки фондов - снижение налога на имущество предприятий. Но государство не готово расстаться с уже заложенными в бюджет доходами. И здесь вроде бы налицо позитивное событие - России предоставлен кредит МВФ в 10 млрд. долл. Одно из условий его - снятие экспортных пошлин на нефть. Но у нас параллельно с их снижением проводилось повышение акцизов (вид налога) на всю добываемую нефть. В результате налоги на нее уже сейчас, по данным Минтопэнерго, составляют 75% цены нефти и нефтепродуктов. Новый же рост акцизов может привести к увеличению внутренних цен на эти товары еще примерно на 30%. Может быть, правительству пора вместо накручивания налоговых ставок понизить их, максимально упростив налоговую систему и повысив степень собираемости налогов?
Пока же, возвращаясь к теме "нефтяной" инфляции, можно констатировать первые признаки роста цен на рынке нефтепродуктов. В начале марта биржевая цена бензина А-92 достигла 366 долл. за тонну, А-76 - 287 долл. В Москве розничная цена литра 92-го бензина поднялась до 2100 руб., 76-го - до 1700 руб. Об увеличении отпускных цен на топливо объявило и крупнейшее на Северо-Западе АО "Киришинефтеоргсинтез". Можно предположить, что в этом регионе более выгодным станет покупка белорусского и даже финского бензина.
Если же говорить о последствиях роста цен на нефть и нефтепродукты для потребительского рынка, то, думается, катастрофического взлета цен все же удастся избежать. Чрезмерно мрачные прогнозы нефтяников имеют, помимо прочего, и упреждающее значение. Отметим и то, что крупные нефтяные компании ("ЛУКойл", "Юкос" и др.) пока заморозили свои цены. Однако оптимизм правительства, рассчитывающего на инфляцию в пределах 2% в месяц, трудно объясним. Влияние чисто "нефтяной" составляющей, очевидно, добавит 1,5 - 2% к этому показателю, начиная с мая - июня. Остальное будет зависеть от других инфляционных факторов. В любом случае рост потребительских цен за год в диапазоне от 1,6 до 1,9 раза можно будет считать неплохим показателем. Но он достижим только при условии, что правительство перестанет гоняться за всеми "зайцами" сразу: максимумом бюджетных доходов, оживлением производства, финансовой стабилизацией, снижением роста цен и улучшением социальной обстановки.