Одним из тех, кто держит руку на пульсе чеченской войны, является депутат Госдумы РФ Константин БОРОВОЙ. Он много раз выезжал в Чечню и постоянно связывается с Дудаевым по телефону. О позиции чеченского лидера относительно мирного плана Ельцина с К. Боровым беседует корреспондент "АиФ" Дмитрий МАКАРОВ.
- Когда вы разговаривали с Дудаевым в последний раз?
- Это было в ночь с 6-го на 7 апреля. Разговор был долгим. Сначала Дудаев сделал заявление о ситуации в России и о препятствиях в России мирному разрешению конфликта, о людях, на заинтересованных в мире.
- И кто они?
- Дудаев использовал чуть архаичный термин - красно- коричневые. Это было заявление как бы в защиту Ельцина. Дудаев вообще занимает проельцинские позиции.
- Странно. Еще совсем недавно он вроде бы говорил, что сможет договориться только с коммунистами.
- Насколько я его знаю, таких заявлений просто не могло быть. В ходе нашей с ним последней беседы Дудаев сказал, что в России пока не полностью правовое государство. Не защищены собственность, права и свободы граждан, поэтому стали обычным делом выход из подчинения силовых структур и всевозможные формы дискредитации президента. Поэтому он должен предпринять срочные меры для спасения своего авторитета.
- Какие?
- Для этого он должен заменить многих людей в своей команде. Предчувствуя возможность прихода красных, они играют на два фронта. "Ельцин, - сказал Дудаев, - должен предпринять "зачистку" своего окружения". Никаких самолетов в Азербайджане или Турции у Чечни нет. Эти самолеты готовятся в России в подмосковных Мытищах. Готовятся и псевдодудаевские боевики. Он заявил также, что механизм покушения на Лобова, Романова и самого Дудаева имеет одну и ту же природу.
- То есть - российские спецслужбы?
- Прямо он так не сказал. Но из намека было ясно, что речь идет о спецслужбах и Завгаеве.
- Каким образом, по мнению Дудаева, можно решить чеченскую проблему?
- Можно все решить за полчаса прямых переговоров без посредников. Но он готов вести переговоры и с представителем Ельцина при трех условиях:
1. Если этого человека уполномочит сам Ельцин. 2. Если он действительно будет желать переговоров, а не делать вид. 3. Если Дудаев убедится, что этот человек Ельцина не предаст.
А еще Дудаев сказал, что в этих переговорах не нужны никакие "заморские махараджи". Это его ответ на идею привлечь к переговорам иностранцев.
- Насколько адекватно в России воспринимают фигуру Дудаева?
- Совсем неадекватно. Сознательно или нет стараются выпятить мусульманство Дудаева. На самом деле он нормальный советский генерал, воспитанный в советской школе, училище, академии. По своему менталитету Дудаев ничем не отличается от своих противников. Да, он уважает законы своего народа, в том числе исламские, но советские законы для него все равно ближе.
- Кого Дудаев видит в качестве посредника в переговорах между собой и Ельциным?
- Он не возражает против кандидатуры Явлинского, если тот будет уполномочен президентом. Кроме того, Дудаев сказал, что было бы крайне желательно участие генерала Громова в качестве военного консультанта, поскольку тот является специалистом высокого класса. В Афганистане Громов был непосредственным начальником Дудаева.
- Но ведь Ельцин предложил Шаймиева.
- Дудаев против посредничества Шаймиева не возражает, он требует только дополнительных гарантий его полномочий.
- Не кажется ли вам, что задача Шаймиева должна состоять в том, чтобы разъяснить дилетанту Дудаеву, с какой стороны хлеб маслом намазан? Татарстан пользуется практически полным суверенитетом, оставаясь в составе России.
- Для Шаймиева посредничество очень хороший шаг. Оно заставит забыть, что в противоречии с российской Конституцией Шаймиев был избран на безальтернативной основе.
Но для России последствия участия Шаймиева в переговорах могут быть плачевными. Это еще более усилит тенденции к сепаратизму. Ведь после достижения каких-то договоренностей Шаймиева неизбежно "подставят" военные, а Шаймиев и татарстанцы воспримут это как оскорбление.
- Каков ваш личный прогноз относительно развития событий в Чечне?
- Ельцин предложил план урегулирования. Военные не особенно его соблюдают, а может быть, их и не заставляют его соблюдать.
Тем не менее Дудаев говорит, что он принимает план Ельцина. Жест очень благородный хотя бы потому, что в воскресенье, когда я с ним разговаривал, шли бомбежки, и их было даже слышно по телефону.
- Может ли, по-вашему, Ельцин закончить войну?
- Да, он может это сделать, однако, заканчивая войну, Ельцин выигрывает гражданский электорат, но проигрывает армию, потому что она будет ощущать себя снова проигравшей. А с таким ненадежным министром, как Грачев, это очень опасно. Ельцин понимает, что с ним идти в разведку нельзя. Но, с другой стороны, он боится его снимать накануне выборов. Значит, нынешняя ситуация - ни мира, ни войны - единственно возможная для Ельцина. Такая ситуация может продолжаться сколь угодно долго, но это очень опасно. От президента и кандидата в президенты, который не контролирует ситуацию, начнет разбегаться электорат. Например, ходят слухи о том, что Николай Егоров имеет контакты с коммунистами. Он уже боится поддерживать Ельцина. Через контакты с коммунистами окружение Ельцина пытается получить гарантии того, что у них не отнимут то, что прилипло к их рукам.