Собираясь навестить Польшу, где, как известно, к власти недавно пришли "левые", я предполагал увидеть на улицах красочные транспаранты типа "Превратим Варшаву в образцовый коммунистический город!" Представьте, не нашел ни одного.
ЭТО и неудивительно, ибо Варшава по-прежнему шагает уверенной поступью к прекрасному капиталистическому будущему. Аннулирования результатов приватизации не произошло, свободу печати никто ограничивать не собирается, а климат для инвестиций стал, по словам шведского предпринимателя, председателя Торгово- промышленной палаты зарубежных инвесторов Стефана Левандовского, даже более благоприятным, нежели при Валенсе. Первые этажи зданий в центре столицы пестрят витринами супер- и просто маркетов, рябит в глазах от рекламы, на улицах появилось огромное количество шикарных машин.
На примере подрастающего поколения отчетливо видно, что страна все больше и больше тяготеет к Западу. Четыре года назад практически все молодые поляки, с которыми довелось общаться, прекрасно говорили по-русски, неплохо знали наше кино и с удовольствием напевали русские песни, отдавая безоговорочное предпочтение Высоцкому и Окуджаве. Ныне же ситуация изменилась: только обратишься к юному пану на великом и могучем, как он извиняется и переходит на английский (в школах русский теперь не является обязательным). Тем не менее президент Польши Александер Квасьневский считает, что именно молодым восстанавливать слегка пошатнувшиеся за последние годы отношения между двумя странами, а соглашение о молодежном сотрудничестве стало единственным официальным документом, подписанным во время апрельской российско-польской встречи на высшем уровне.
В политике, экономике пока больше благих намерений, чем реальных достижений. Например, долго готовился, но так и не был утвержден договор о безвизовом режиме на границе, который поляки непременно хотят увязать с соглашением о реадмиссии (немедленной депортации нелегально проникших на сопредельную территорию граждан). Москва такому объединению противится, предчувствуя, видимо, какой поток афганских, таджикских и прочих азиатских беженцев хлынет через российско-польскую границу, дабы затем попасть в Западную Европу. Задержанных польскими пограничниками и возвращенных обратно в Россию придется ведь куда-то девать (сажать? кормить?). Полякам тоже это не улыбается - отсюда и споры. Что касается экономики, то все уже поняли, что разрушение российско-польских хозяйственных связей при Лехе Валенсе было непростительной глупостью, которую необходимо исправить. Разработаны совместные проекты в "оборонке", тяжелом машиностроении, фармакологии, текстильной, обувной промышленности и т. д., но в то же время две страны все никак не разберутся со взаимозадолженностью. Ну а в области политики камнем преткновения, без сомнений, является грядущее вступление Польши в Североатлантический блок.
ОГЛЯДЫВАЯСЬ НА ГРЕЦИЮ И ТУРЦИЮ...
КАК БЫ ни морщили нос российские политики, в НАТО Польша, безусловно, будет. Вопрос практически решен. Сотрудники польского МИДа уверяли меня, что 80% населения страны бурно поддерживают намерение правительства присоединиться к могучему альянсу. Правда, на улицах Варшавы ваш корреспондент почему-то натыкался именно на представителей оставшихся 20%, которые на мой вопрос о членстве в НАТО либо отвечали, что им "до лампочки", либо говорили, что не хотели бы видеть на своей территории ни советских, ни американских ракет и что с экономической точки зрения Польше вступать в НАТО невыгодно. Диаметрально противоположную точку зрения выразил шеф департамента информации МИДа Анджей Янковский:
- Во-первых, значительно меньшая часть бюджета будет тратиться на военные нужды. Во-вторых, система безопасности в рамках НАТО гораздо эффективнее, нежели индивидуальная. В-третьих, НАТО " политическая организация, и в случае возникновения какого-либо конфликта между ее членами все можно будет уладить мирным путем. Вот вам пример: в марте Греция и Турция, поспорив из-за крошечного острова, привели в боевую готовность свои вооруженные силы и едва не развернули военные действия. Руководство Североатлантического блока тут же вмешалось и потребовало немедленно развести войска, что я было сделано. Вступая в НАТО, мы надеемся обезопасить себя от всяких неожиданностей...
Откуда поляки ждут этих "неожиданностей", понять нетрудно, и, хотя период агрессивного неприятия всего советского миновал, мы, видно, все еще остаемся пугалом для соседей, помнящих крепкую руку "старшего брата" по соцлагерю. Впрочем, Александер Квасьневский считает, что членство его страны в НАТО - всего лишь шаг в процессе европейской интеграции.
- Россия для нас не враг, и "новой берлинской стены" на Буге не будет. Напротив, мы заинтересованы в установлении деловых и добрососедских отношений. Но Европа идет к новой архитектуре, ко всеобщему объединению, и мы не хотим оставаться в стороне. Ваша уния с Белоруссией и наше стремление в НАТО - это явления одного порядка.
"ПО-МОЕМУ, У ВАС НЕ ТАК ВСЕ ПЛОХО..."
С ПОЛЬСКИМ президентом мы разговаривали в его варшавской резиденции, являвшейся когда-то вотчиной российских наместников. Молодой, энергичный глава государства произвел самое приятное впечатление - был улыбчив, дружелюбен, перешел в середине разговора на прекрасный русский и, что называется, "не давил авторитетом". В конце беседы мы даже подискутировали о футболе, ибо пан Квасьневский - азартный болельщик да к тому же бывший министр спорта. Но, разумеется, большую часть времени речь шла о политике.
- Господин президент, ваша победа на выборах рассматривается в России как торжество левых сил. У нас наиболее ярким представителем таковых является Геннадии Зюганов. Насколько близки ваши позиции?
- Сравнения между Польшей и Россией надо делать очень осмотрительно. Еще в 1994 году, побывав в России в качестве парламентария, я понял, что наши политические ландшафты весьма несхожи. Господин Зюганов, по моему мнению, представляет "левые" социал-демократические силы. Его экономические взгляды напоминают мне позицию лидера польского Союза труда Рышарда Бугая (на последних парламентских выборах его партия получила 7% голосов. - Прим. автора). Что касается политики, то Зюганова вообще не с кем соотнести. В Польше ни один государственный деятель не мыслит глобальными или имперскими категориями, и здесь разница принципиальная. Впрочем, убежден, что лидер вашей "левой" оппозиции - сторонник демократических правил. Это очень важно для России и мирового сообщества. Кстати, "левые" элементы я обнаружил и в предвыборной программе Бориса Ельцина, и у Григория Явлинского, и у других кандидатов, чьи платформы я знаю несколько хуже.
Говорили мы, разумеется, и о народном хозяйстве, сравнивали экономическое положение двух стран. Польский президент сказал следующее:
- Польша очень заинтересована, чтобы Россия была демократическим и стабильным государством. Кстати, в российской экономике дела обстоят лучше, чем вы думаете, и тут я, наверное, больший оптимист, чем вы...
А вот что польские руководители оценивают скептически, так это нашу приватизацию "по Чубайсу". Ее итоги я попросил прокомментировать Веслава Качмарека, министра, курирующего в правительстве Польши именно это направление.
- На мой взгляд, в России произошла чисто номенклатурная, бумажная приватизация, похожая больше на политический прием, нежели на серьезный хозяйственный процесс. Это было скорее лишение собственности, а не присвоение ее. Ваучеры абсолютно себя не оправдали, и хорошо, что мы в свое время от них отказались. Кстати, при нынешнем "левом" президенте Квасьневском темпы приватизации у нас даже возросли...
ГРОШИ ВЕРНУЛИСЬ, А ПРОШЛОЕ - НЕТ...
ЭКОНОМИКА Польши развивается довольно резво. Рост производства в 1995 году составил 10%, и польские экономисты уверены, что к 2000 году национальный продукт превысит половину российского. Удалось слегка обуздать инфляцию и укрепить злотый. Еще один показательный пример: за последние годы Польша инвестировала в свою экономику столько же иностранного капитала, сколько и огромная Россия. По оценкам экспертов, Польша первой из стран Восточной Европы выйдет на уровень производства 1989 года - последнего в дореформенную эпоху.
Тем не менее все болячки переходного периода соседям знакомы. Средняя зарплата в государстве составляет 700 - 800 злотых, что соответствует примерно 350 долларам. Цены чуть пониже российских, исключая, пожалуй, лекарства, аудио- и видеотехнику. С продуктами дело обстоит следующим образом: хлеб - от 0,8 до 1,5 злотых; пол-литра молока - 0,8 - 1; десяток яиц - 3,8; килограмм колбасы - 7 - 15; сыра - 8 - 14; помидоров - 7,6; бананов - 3,5 злотых. Билет на одну поездку в общественном транспорте - 1 злотый. Вот и прикидывайте сами, как народу живется.
Варшава - Москва