НА ПРОШЛОЙ неделе в Кремле обсуждали дураков за рулем и плохие дороги. И то и другое из обидной шутки давно уже превратилось в национальное бедствие.
"ЗА ПРОШЛЫЙ год в России зарегистрировано свыше 200 тыс. дорожно-транспортных происшествий, - напомнил членам президиума Госсовета В. Путин. - В них погибло почти 35 тыс. человек, ранено 250 тыс. Значительное число пострадавших - дети и молодые люди до 40 лет".
За 10 лет в России на дорогах погибло 315 тыс. человек. Экономический ущерб от ДТП - более 300 млрд. рублей в год. Причина столь бедственной ситуации, по мнению президента, - сознательное нарушение и водителями, и пешеходами Правил дорожного движения. Вообще-то присутствующие на заседании высокие федеральные и региональные чиновники в этот момент должны были бы поперхнуться. Особенно после слов президента о том, что "речь должна идти о воспитании внутренней дисциплины, уважительного отношения к закону и правам других людей. И конечно, в обществе должно быть жесткое неприятие хамства на дорогах, бравады и лихачества..." Ведь главные лихачи и хамы на дорогах - спешащие куда-то "слуги народа"!
Еcть и другие проблемы. "Сегодня система получения водительских прав фактически поставлена на коммерческий поток, - резал президент. - Аттестационные экзамены часто превращаются в пустую формальность: только деньги плати - и получай корочку". Знающие люди говорят, что "стоимость" водительской корочки, например, в Москве составляет 300-500 долларов.
Но главный бич российских дорог (качество которых и само становится причиной 15% ДТП) - это все же нетрезвые водители. Поэтому на заседании всерьез предложили за нарушение ПДД "по пьянке" судить как за умышленное убийство. То есть давать до 15 лет лишения свободы.
Транспортники предлагают установить на дорогах автоматизированную систему учета. Во Франции на такую потратили 300 млн. евро, но тут же заработали на штрафах 2 млрд.! Водители стали по почте получать квитанцию и фотографию своего авто, на котором они превысили скорость или развернулись в неположенном месте. Видимо, в Минтрансе тоже надеются таким образом подзаработать на строительство дорог.
Дело, конечно, нужное. Особенно если учесть, что к 2020 году в отсутствие новых магистралей загруженность нынешних будет в 10 раз превышать их пропускную способность. Но неужели вся борьба за безопасность сведется к выколачиванию бюджетных миллиардов? По мнению президента, "в российских городах и поселках чрезвычайно слабо развита система пешеходных переходов, отсутствуют необходимые дорожные знаки и указатели. Справедливые претензии предъявляются и к качеству работы сотрудников ГИБДД по организации движения". Другими словами, дорожная милиция занимается чем угодно (чаще - охотой за взятками), но не своими прямыми обязанностями.