СТАНОК ТОКАРЯ Виктора Андреевича Лунева - в самом центре первого цеха, открыт всем взглядам: хочешь - равняйся, можешь - соперничай.
И взглядов, как можно догадаться, хватает: 37-летний бригадир Виктор Лунев - полный кавалер ордена Трудовой Славы, избран делегатом XXVII съезда КПСС, Сегодня он в числе других представляет на высшем форуме нашей партии рабочий класс Москвы.
Соперники возможности не упускали: обойти в предсъездовском соревновании бригаду Лунева было крайне почетно. И иногда им это удавалось.
Но вот что интересно. Попроси любого из бригадиров московского завода "Компрессор" назвать лучшую бригаду - в ответ услышишь: конечно, Лунева.
Лунев хоть и молод, а ветеран - с 16 лет на заводе. Удачно сочетаются в его характере мягкое, дружелюбное отношение к товарищам с принципиальностью; трудолюбие, стремление к профессиональному совершенству с умением отстаивать интересы рабочих; способность проявить инициативу, увлечь почином товарищей по цеху и личная скромность. Его избрали партгрупоргом, членом бюро райкома партии, депутатом районного Совета народных депутатов.
С ЗАВОДОМ Виктор знаком с детства, отсюда на пенсию ушла его мама, Евдокия Спиридоновна - в прошлом одна из лучших формовщиц.
После смены мы вместе идем по цеху, говорим о делах, о житье-бытье, и Лунев не без гордости сообщает, что некогда острая жилищная проблема сегодня для рабочих и инженеров завода "Компрессор" почти решена. Правда, очередь в профкоме еще есть. Но это очередь в основном на улучшение.
Другое его заботит. Пришла пора и самому заводу становиться современным, смелее переходить на рельсы модернизации. Если не брать во внимание единственную, только что смонтированную автоматическую линию, импортные станки которой еще блестят свежей краской, то цех, да и в целом завод напоминают зал истории отечественной индустриализации. Выпускали котлы паровых машин, в войну переключились на продукцию для фронта, закончилась война - пошли заказы на холодильные установки для растущего рыболовного флота, пищевой и медицинской промышленности.
Но для Лунева станки - лишь часть проблемы. Сами по себе ни станки, ни целые автоматические линии ничего не изменят, не будь перемен в самом рабочем, в его отношении к делу.
- Недавно, - рассказывает Виктор Андреевич, - был я с делегацией советских профсоюзов в Канаде. На заводе Форда один из руководителей в доверительной беседе признался: ваши рабочие, сказал он, подкупают тем, что они умеют думать. Я поправил: у нас рабочие ИМЕЮТ ПРАВО думать. У вас обо всем думает хозяин, а мы на своем заводе хозяева сами.
А коли так - вот и думаем сообща, как распределить средства, какую лучше применить технологию, как повысить качество нашей продукции, где лучше сэкономить, а где, напротив, не пожалеть денег... Особенно важным это стало для нас после того, как завод включился в широкомасштабный экономический эксперимент, который заставил нас рассчитывать, прогнозировать, учиться, интересоваться, внедрять.
...Сосед Лунева по цеху вытачивает деталь компрессора. Диаметр вала 90 мм, а диаметр заготовки - 230. Еще вчера, когда рабочего в большей степени интересовал заработок, но не очень волновало то, каким образом этот заработок связан с экономикой завода в целом, его в этой ситуации ничто не возмущало. А сегодня он идет к депутату Луневу:
- Не по-государственному получается. 70% металла - в отходы, да и станок почем зря молотит...
Да, раньше не замечали... Резерв! Присмотрелись к тому, кто чем занят на работе, и обнаружили: на семьсот заводских станочников - более двух сотен работников отдела технического контроля. Еще резерв.
Таких проблем новая обстановка рождает немало. Что-то требует изучения, а что-то и действия. Лунев, в свое время одним из первых на заводе получивший право работать без ОТК, с личным клеймом качества, идет к руководству с предложением пронести аттестацию и дать право работать без ОТК всей бригаде.
Партком оценил этот почин как многообещающий.
НОВОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ заставило внимательно присмотреться к планам реконструкции предприятия. Бригаде Лунева стало ясно: сделав заказы на современные линии для изготовления крупных деталей новых холодильных агрегатов, упустили из виду "мелочевку". Опять предлагает бригадир: надо срочно заказать малые станки с ЧПУ - втулка вроде и мелочь, но и из-за мелочи может затормозиться крупное дело.
105 часов на изготовление и сборку холодильника нового типа планируется затрачивать с началом серийного выпуска этих машин. Сейчас затрачивается 405 часов. Где сократить время, на каких операциях - об этом сейчас думают на заводе многие. И коммунист, делегат XXVII съезда КПСС Виктор Андреевич Лунев в их числе.
В канун съезда партии собрались в обеденный перерыв ветераны цеха: член партбюро А. С. Хромов, А. Д. Крупенин, М. А. Подпорин и В. А. Лунев. Важные сообщения, газетные статьи, заводские новости частенько вот так в рабочем кругу обсуждаются. Разговор зашел о партийном съезде.
- Ты передай, - напутствовали товарищи своего делегата, - мы - за честную обстановку в стране, за то, чтобы поменьше было показухи да обмана, за гласность всего, что делается. Чтобы поменьше ходило слухов. Мы полностью поддерживаем курс партии на откровенный разговор с народом. Чем меньше "тайн" будет у всех наших органов - партийных, советских, государственных, - тем меньше будет возможностей для злоупотреблений: народ сможет обо всем судить сам и сам делать выводы. Политика - она ведь наверху определяется, а делается вот тут, за станками.
* * *
В дни работы партийного съезда в перерыве между заседаниями Виктор Андреевич Лунев сказал вашему корреспонденту:
- Кардинальное решение самых важных вопросов нашей жизни намечено в докладе Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Горбачева. Верно сказано, что нельзя быть хозяином страны, не будучи подлинным хозяином у себя на заводе, в цехе. Трудовому коллективу надо больше доверять, но и строже спрашивать. Выпуск некачественной продукции недопустим. За это должно следовать суровое наказание. Но главное - нам нужна справедливость во всем. И мы верим, что она будет.