С КАЖДЫМ МЕСЯЦЕМ слабеет "круговая пропагандистская оборона" администрации Рейгана против мирного наступательного действия советского моратория на подземные испытания ядерного оружия, действующего с 6 августа 1985 г. Новую брешь в ней пробило решение СССР продлить мораторий до 6 августа 1986 г.
Один за другим оказываются разбитыми доводы, призванные оправдать продолжение Соединенными Штатами подземных ядерных испытаний. Характерно "усложнение" приводимых американской пропагандой аргументов; голословные обвинения СССР в "пропаганде мораторием", разговоры о некоем "превосходстве" СССР по числу проведенных испытаний сменялись ссылками на "сложность контроля" и опыт истории, якобы не подтвердивший "пользы моратория" (см. "АиФ", 1986, NN 5, 13).
Сейчас в ходу у противников моратория остался тезис, представляющийся его создателям наиболее "непробиваемым": о необходимости-де ядерных испытаний как средства проверки боеготовности ядерных арсеналов для целей "сдерживания". Посмотрим, что за ним скрывается.
Ядерное оружие, утверждают в Пентагоне, имеет ограниченный "срок годности", и без регулярных выборочных испытаний нельзя быть уверенным, что оно готово к боевому применению.
Но, во-первых, многие физики-атомщики в США, по свидетельству газеты "Чикаго трибюн", придерживаются мнения, что дальнейшие испытания для гарантирования готовности ядерного арсенала не нужны.
Во-вторых, даже если дело обстоит так, как считают в Пентагоне, сторонники испытаний напрочь игнорируют то обстоятельство, что советские ядерные силы в равной степени будут подвержены такому же процессу "старения" в случае полного запрещения ядерных испытаний. Равное снижение надежности боезарядов не даст преимуществ ни одной из сторон и создаст заинтересованность в дальнейших переговорах с целью установления более надежного и безопасного равновесия сил, вплоть до приведения их к нулю.
В-третьих, по мнению экспертов, при отсутствии ядерных испытаний качественное ухудшение ядерного потенциала затронет прежде всего оружие первого удара, характеризуемое повышенными требованиями к его точности и безотказности. При отсутствии разработок новых наступательных вооружений и усиливающемся сомнении в эффективности существующего оружия первого удара Земля стала бы намного более безопасным местом для жизни.
Из всех возможных соглашений по контролю над вооружениями полного и всеобъемлющего прекращения ядерных испытаний достичь проще всего. При желании введение запрета могло бы стать практически немедленно осуществимым делом. Так, в 1963 г. для подготовки текста и заключения Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой потребовалось менее месяца, хотя заметим, что технические сложности того соглашения значительно превосходили сложности нынешней задачи. Все, что потребовалось, - это наличие политической воли с американской стороны.
Последние сообщения из Вашингтона свидетельствуют, что поиск новых лжеаргументов, оправдывающих продолжение США подземных ядерных испытаний, не прекратился. На этот раз выдвигаются доводы, что отсутствие проверок боеспособности американских "сил ядерного сдерживания"... приведет к распространению на Земле ядерного оружия (?!) и заставит США значительно увеличить свой ядерный потенциал. Один из руководителей английского "Движения за ядерное разоружение" назвал эти доводы "оскорблением чувства здравого смысла людей". Действительно, логическому рассмотрению эти "аргументы" уже не поддаются.