ЖЕРТВЫ ВИДЕОБУМА
"Безлюдная лаборатория, ощетинившаяся изгибами труб, в которых переливаются и пузырятся многоцветные жидкости; на полу разбросаны мечи, штыки, кривые ножи и атомные бомбы; в лаборатории насильственно умерщвляются люди и животные". Таков повторяющийся мотив в 240 сочинениях учащихся младших классов эшбуртонской средней школы в Великобритании, заимствованный, как свидетельствует английский журнал "Нью сосайети", из видеофильмов ужасов. А ведь учительница этой школы предложила своим подопечным всего лишь пофантазировать на тему, что может скрываться в заброшенном сарае в соседнем саду.
В г. Лоренсе, штат Южная Каролина, 15-летнему мальчику предъявлено обвинение в убийстве женщины. На судебном процессе адвокат заявил, что подросток был спровоцирован на это голливудскими боевиками "Кошмар на Элм-стрит" и "Пятница, тринадцатое".
В другом американском городе, Фуллертоне, штат Калифорния, дочь убила свою мать. Убийце всего 14 лет. В ходе следствия установлено, что девочка буквально одержима "фаталистической музыкой в стиле "хэви метал" и зловещими текстами песен из видеороликов".
Три факта из десятков тысяч им подобных. Западные социологи бьют тревогу, психологи предупреждают об ужасных последствиях видеобума, охватившего капиталистический мир в 80-е годы.
Первой жертвой видеобума стала молодежь, ведь именно на "нее ориентировали свою продукцию теле- и видеодельцы. "Феномен видеобума следует держать под строгим контролем", - предупреждает Р. Колз, детский психиатр из Гарвардского университета. Опасения детского врача не лишены оснований. На подростковый рынок в США, констатирует "Ю. С. ньюс энд Уорлд рипорт", выбрасываются настолько жестокие видеообразы, что психике 66,5 млн. американцев моложе 19 лет грозит серьезная опасность.
* Как свидетельствует статистика, учащийся американской средней школы к моменту ее окончания успевает просмотреть на телеэкране 13 тыс. убийств.
* С другой стороны, только в 1981 г. 40% всех проданных в США видеофильмов ориентировались на секс или были чисто порнографическими.
Видеоиндустрия породила новую форму развлечения для подростков - музыкальные видеоролики, которые продаются, сдаются в прокат и транслируются кабельными телевизионными станциями типа "Мьюзик телевижн" (МТБ). Последняя имеет миллионы подписчиков или абонентов, причем четверть аудитории МТВ - моложе 15 лет.
Содержание видеолент, транслируемых МТВ (и не только ею), отличает такая скабрезность и жестокость, что даже видавшие виды телекритики не скрывают своего отвращения. К примеру, видеоролик, сделанный группой "Фрэнки гоуз ту Холливуд", изображает 18 изнасилований в баре для гомосексуалистов.
"ГОНКИ ЗА ДЬЯВОЛОМ"
"Смотри когда хочешь и что хочешь" - таково рекламное "кредо" компании "Торн И-эм-ай видео", занимающейся продажей, по ее мнению, безобидных видеокассет. А вот сержант П. Карр из бостонской полиции сомневается в этом, поскольку ему приходится иметь дело с шайками молодежи, которые применяют против полиции метательные звезды с заостренными концами, костоломные приспособления, пропагандируемые кровавыми видеобойнями.
* По сообщению Комиссии по безопасности потребительских товаров, за последние 5 лет в американских больницах было зарегистрировано по чти 100 тыс. травм, нанесенных этим оружием, причем 60% пострадавших были в возрасте от 5 (!) до 24 лет.
Тем временем видеоволны обрушиваются на молодежь и в других западных странах. В Великобритании, например, обследование общественного мнения показало, что дети являются основными потребителями видеопродукции в почти трех из десяти семей англичан, имеющих видеомагнитофоны.
По результатам другого опроса, сообщает газета "Таймс", в 1500 семьях с "неблагополучными" подростками, более половины детей регулярно смотрят фильмы, которые "разрешено смотреть только с 18 лет".
"Зомби - пожиратель человеческих тел", "Мертвый грешник", "Гонки за дьяволом" - названия этих наиболее популярных среди молодых англичан видеофильмов говорят сами за себя.
* По данным "Таймс", каждый пятый видеофильм, продаваемый на Британских островах, относится к категории фильмов ужасов и насилия.
* Число же преступлений с применением насилия с 1978 по 1982 г., т. е. в период "видеовзрыва", возросло на четверть.
* По статистике, каждый третий англичанин к моменту достижения им 28 лет совершает серьезное преступление.
Видимо, не случайно английские эксперты проводят аналогию между ростом преступности в стране и "видеовирусом", поразившим молодых англичан. Заражены им даже школьники. Так, П. Лидделоу, заместитель директора одной из школ в западной части Лондона, провел опрос в школе и обнаружил, что из 73 подростков, выбранных наугад, 63 смотрели хотя бы один фильм, запрещенный к показу в Англии из-за высокого уровня в нем насилия и порнографии.
Доктор К. Хилл, консультант социолог министерства внутренних дел Великобритании, считает, что "некоторые дети и молодые люди имеют пристрастие к насилию в такой же степени, как и к наркотикам. Имеются убедительные доказательства того, что дети копируют увиденное ими на экране".
"НЕВИННЫЕ" ИГРЫ
"Позволите ли вы своим детям играть в Джона Рэмбо?" С таким вопросом газета "Таймс" в конце прошлого года обратилась к своим читателям. "Некоторые дельцы из индустрии, производящей компьютерные видеоигры, надеются, - пишет "Таймс", - что вы позволите, хотя большинство детей, покупающих эту игру, не доросли до того, чтобы им разрешили посмотреть одноименный фильм в кинотеатре". "Взрослый" характер фильма, породившего игру, не нанес ущерба продаже этой игры. Нетрудно догадаться, какие развлечения она сулила английским школьникам. Видеоигра "Рэмбо" появилась на рынке Великобритании в конце 1984 г. и к началу первой недели следующего года уже занимала третье место в списках 50 наиболее ходких видеоигр сезона.
Отнюдь не заботой о развитии мышления или воображения подростков продиктовано создание новой электронной игрушки. Просто эта и ей подобные видеоигры обеспечивают немалый дополнительный доход к "первому изданию" - фильму, на основе которого создается электронно- компьютерная версия похождений Рэмбо, героев "мыльной оперы" "Даллас", других киноподелок. Так, только в 1985 г. изготовители игр в Англии получили барыши в размере 8 млн. фунтов стерлингов.
В США тоже не стихает видеоигральная лихорадка. "Фотон" - таково название недавно появившейся на подростковом рынке видеоигры, в которой игроки должны нанести упреждающий удар недружелюбным пришельцам из других галактик.
В Стокгольме юные шведы, посетители игральных видеосалонов, ночью, после закрытия этих заведений, рассыпаются по всему городу, терроризируя запоздалых прохожих на улицах и в метро.
Во Франции в целях борьбы с "видеовирусом" вводят правило, в соответствии с которым дети и подростки в возрасте до 16 лет могут посещать залы видеоигр только в сопровождении взрослых.
Наводящие ужас комиксы, игры, детские книги, созданные по мотивам видеофильмов, буквально наводнили магазины. Призывы обеспокоенной общественности к пересмотру существующего законодательства и принятию мер для обуздания того, что они называют "новым социальным феноменом", практически не имеют успеха. Видеорастление продолжается.