Издаваемый в ФРГ с расчетом на советского читателя журнал "Гутен таг" в своем апрельском номере познакомил читателя с тем, как в Западной Германии обстоит дело с жильем, как достается, обустраивается и во что обходится среднему западногерманскому гражданину его "домашнее гнездо". Составители подборки материалов (в ней четыре статьи и добрый десяток фотографий) уверенно заявляют в кратком предисловии: "После долгих послевоенных лет нехватки жилой площади наступило время ее обилия: кто хочет, снимает квартиру в неповторимых домах старой постройки, кто хочет - в практичных, функциональных новостройках, а то и покупает собственную квартиру или строит дом". И далее - рассказ о четырех семьях, которые сделали свой выбор.
СУДЯ ПО ПУБЛИКАЦИИ, выбор неплох, возникает только вопрос - кому он по карману? Семья первая - профессора, заведующего университетской кафедрой, "не очень обеспеченная", по словам журнала. Однако до постройки нового имевшая собственный дом "в одном из спокойных районов Гамбурга". Вторая - уже вырастившая детей пара - учитель и журналистка. Как можно понять, у них - самая "скромная" - трехкомнатная квартира в небольшом городке. Третья - семья коммерческого эксперта в "одной крупной гамбургской фирме". Глава четвертой - "обойщик". Нет, не рабочий, а владелец мебельной мастерской. Его жена - хозяйка магазина. И к тому же у них еще дом доходный: "шесть прекрасных квартир" сдаются внаем.
Вот такие взяты "средние" семьи. Но только из золотой, благоденствующей середины. Ибо собственный дом (100 м"sup"2"/sup" жилой площади, которая в ФРГ обычно включает коридоры, кухни и подсобные помещения), по данным журнала, обходится в 300 тыс. марок. Трехкомнатная квартира (та самая - в маленьком городке) - 850 марок в месяц (в большом городе - порядка тысячи) Квалифицированный рабочий после уплаты налогов, страховых взносов и прочего может располагать полутора-двумя тысячами в месяц. Мелкий служащий имеет и того меньше. Для них такая квартира дороговата.
А что же говорить о тех, кто потерял работу (2230 тыс. человек), переходя на пособие, составляющее в лучшем случае (и на протяжении лишь нескольких месяцев) 68% прежней зарплаты? Или о тех, кто лишается и этого, становясь получателем "социальной помощи" (средний размер - 365 марок в месяц). "Потеря рабочего места, - писал не так давно западногерманский журнал "Штерн", - ведет и к потере квартиры".
ВОТ ЗДЕСЬ-ТО и встает во весь рост проблема, которую, разумеется, обходит "Гутен таг", провозгласивший в заголовке: "Жилище сегодня - не просто крыша над головой". Проблема эта - отсутствие крыши над головой. По официальным данным, бездомных в ФРГ - 100 тысяч. По сведениям общественных организаций - в три - пять раз больше. Кто они, эти, как их называют в социальных учреждениях Федеративной республики, "неоседлые люди"?
Буржуазной печатью пущена расхожая побасенка о бродягах, в которую охотно верят благополучные бюргеры: жить под открытым небом - это, дескать, от натуры, либо от нехватки культуры, либо просто привычка. Но сегодняшний бездомный на Западе, в ФРГ в частности, - как правило, отнюдь не "деклассированный элемент" в привычном понимании этих слов, не любитель вольной жизни и не "хиппующий" отпрыск обеспеченных родителей.
Вот типичная история, рассказанная в декабре прошлого года корреспонденту ТАСС человеком, стоящим в очереди за бесплатным супом для бедняков в Дюссельдорфе, Йоханнес- Георг Лойзинг, бывший кондитер. В 1968 г. заболел, был вынужден оставить работу и в итоге стал бездомным скитальцем. "Конечно, - сказал он корреспонденту, - я хотел бы работать. Но кто возьмет пожилого калеку? Вот и приходится жить на улице". Тут, кстати, возникает заколдованный круг: не имеющий крыши над головой, понятно, выглядит не лучшим образом, работодатели же чаще всего отказываются разговаривать с людьми, лишившимися "приличного" вида.
Процитированный разговор мог бы произойти, вероятно, в любом из крупных западногерманских городов. В тот же самый день 400 таких же бедолаг стояли в такой же очереди в одном из районов Мюнстера, 300 - у главного вокзала в Кельне.
Механизм, штампующий бездомных, работает непрерывно: только в Кельне ежегодно теряют жилье 2500 человек. В Бремене, по свидетельству "Штерна", суды почти каждый день выносят по крайней мере один приговор о насильственном выселении неплатежеспособных квартиросъемщиков.
А "обилие жилой площади" - что ж, оно действительно налицо. По данным министерства городского и жилищного строительства ФРГ, сейчас "из-за отсутствия спроса" пустуют 370 тыс. квартир. В то же время, по оценкам экспертов крупной домостроительной фирмы ФРГ - "Нойе хаймат", 10 млн. человек живут "в недостойных человека условиях". Еще полмиллиона обитают в трущобах. Как полагают специалисты, если процесс "обездомливания" будет продолжаться в стране такими же темпами, судьба Лойзинга постигнет в ближайшие годы еще примерно 4,5 млн. человек.