Примерное время чтения: 9 минут
380

РОК-МУЗЫКА. ДИАЛОГ С ЧИТАТЕЛЕМ

После опубликования статьи "Рок-музыка: агрессивная или прогрессивная?" ("АиФ", 1986, N 16) в редакцию пришло немало писем, авторы которых высказывали свое мнение о современной молодежной музыке, подчас прямо противоположное мнению автора статьи, просили продолжить публикации на эту тему.

Читателей, приславших в редакцию письма по поводу статьи о рок-музыке, можно условно разделить на два противостоящих друг другу лагеря, один из которых составляют поклонники рока, другой - его недоброжелатели. Честно признаемся, и те и другие нашей публикацией недовольны, возмущены: одни потому, что, с их точки зрения, мы слишком раскритиковали рок, другие потому, что критиковали его слишком мало.

Что же, наверное, вполне естественно, что мнения наших читателей расходятся; и все же отношение тех и других к рок- музыке слишком уж черно-белое, прямолинейное, бескомпромиссное.

Истина между тем посредине. Мы уже писали об этом в предыдущей статье, и то, что она так неоднозначно, так полярно была воспринята, может быть, как раз и доказывает нашу правоту. И все же уточним свою позицию.

Рок-музыка действительно может быть примитивной, бездарной, бьющей по нервам и барабанным перепонкам; но отдельные неудачи в этом жанре отнюдь не означают, что плох сам жанр.

Правы наши читатели: рок слушают во всем мире, классикой стали лучшие произведения ансамблей "Битлз", "Пинк флойд", группы Мэнфреда Мэнна, получили признание рок-оперы советских композиторов А. Журбина и А. Рыбникова, и мы, конечно, отнюдь не собирались оспаривать достижения рока, а тем более "клеймить его черным клеймом" только из за его "западного" происхождения (джаз и даже вальс, давно уже вписавшиеся в нашу музыкальную культуру и ставшие ее частью, в свое время тоже казались чужеродными, "западными" и были встречены с опаской). И хотя многие читатели поставили под сомнение заложенный в рок-музыке "прогресс", он, думается, все же существует: именно рок сплачивает тысячи, десятки тысяч молодых людей на фестивалях прогрессивной молодежи "Рок за мир", "Рок против правых", "Рок против расизма".

И все же наше к нему отношение не может быть однозначным потому хотя бы, что рок прогрессивен далеко не всегда, что он может быть заряжен как положительно, так и отрицательно.

ПОКЛОННИКИ РОКА. С этой точкой зрения вступает в полемику наш читатель военный врач И. А. Крючков. Цитируем.

"Автор статьи, которая заставила меня взяться за перо, отождествляет рок-музыку с политическими убеждениями музыкантов. Это несправедливая точка зрения, ведь музыка остается музыкой. И произведения групп "Кисс", "Эй-Си/Ди-Си" и др., я имею в виду наиболее удачные, остаются шедеврами рок-музыки".

Музыка остается музыкой?

Но когда на концертах американской рок-группы "Кисс" ее участники въезжают на сцену на броневике, с огнеметами в руках, и голосят натужно, призывая своих слушателей- подростков крушить все вокруг (и те действительно крушат), это не музыка уже - это профашистская пропаганда под аккомпанемент электроники.

То же самое касается австралийского ансамбля "Эй-Си/Ди-Си" (AC/DC); о его направленности, кстати, свидетельствует высказывание некоего Джозефа Т., члена нацистской партии Америки, приведенное во французской газете "Нувель литерер": "Молодежь должна ощутить себя сильной и выйти вместе с нами на улицу, чтобы покончить с красными и черномазыми. И если их гимном станет "Снова в черном" "Эй- Си/Ди-Си", то мы достигли своей цели".

Факты эти обнаруживают связь между рок-музыкой и политикой, причем связь "подчинительную": рок-музыка находится в подчинении политики. В свою очередь, в подчинении рока - миллионы его поклонников.

"Уважаемая редакция! Я не люблю слушать классическую музыку и диско - это все старо, а рок - это моя слабость. Так что бесполезное дело, что вы критикуете рок и в частности группу AC/DC. Зачем клеветать? Перемените тему!" (М. Ефимов, Ярославль).

"Здравствуй дорогая редакция! Я сам лично занимаюсь уже 6 лет рок-музыкой и мне очень обидно если о рок-музыке пишут музыкально-неграмотные элементы. И вообще чтобы судить о музыке надо иметь хотя бы представление об музыкантах. Deep Purple, Pink Floyd, Manfred Mann's это настоящие музыканты. А такие группы как "Примус" и "Динамик" и др. также, как и западные, постоянно находятся в работе, выпускают все новые и новые концерты, значит этим ребятам есть что сказать.

Учащийся Алма-Атинского кинотехникума Олег Чепраков".

Мы специально сохранили в неприкосновенности всю орфографию и стилистику этих писем, принадлежащих поклонникам рока, претендующим на определенный уровень культуры и музыкальной грамотности и щеголяющих своим знанием английского при недостаточном, к сожалению, знании русского.

Писем такого рода, похожих друг на друга как близнецы, пестрящих орфографическими ошибками и английскими терминами, мы получили немало. Их авторы одинаково агрессивно, злобно, воинственно (такое впечатление, что агрессивность рока передалась его слушателям!) отстаивали западный рок, хотя, кажется, никто и не думал на него посягать, и нападали на советский, а заодно и на всю классическую музыку в целом. И такая их одинаковость, похожесть поневоле наталкивали на мысль, что сквозящее в них пренебрежение к нашему языку и нашей культуре отнюдь не случайно.

Сколько сумбура и невнятицы в этих письмах, какое невероятное смешение, коктейль из советских и западных рок- групп! Будущий киномеханик из Алма-Аты ставит на одну доску "Пинк флойд" и "Примус" и при этом считает себя "музыкально-грамотным элементом" и пишет даже, что "занимается" роком уже 6 лет (заметьте: не слушает, а именно занимается!). Бойкий школьник из Ярославля одним росчерком пера перечеркивает всю многовековую музыкальную культуру ("классика - это старо!") и заодно пытается привлечь нас к ответственности за клевету на его любимый ансамбль "Эй-Си/Ди-Си", хотя мы, право, и не думали клеветать - просто молодой человек из Ярославля плохо разобрался в текстах своего любимого ансамбля.

Впрочем, дело даже не в этих отдельных казусах и не в музыкальной безграмотности некоторых наших корреспондентов, а в их примитивном, инфантильном мышлении - рок-музыка заменила для них всю вообще музыкальную культуру, весь огромный музыкальный поток; в их нацеленности на все западное. "Пока проводятся исследования и ведутся умные речи, я слушаю "Видеокидс", "Модерн токинг" и прочие ансамбли, музыка которых мне нравится. Заметьте, все зарубежные.

И вообще - хватит требовать политики!

Под политическую песню дураки могут танцевать, а мы хотим просто отличные песни!" - пишет десятиклассница из Пермской области, скрывшаяся под инициалами О. Г.

О. Г., по всей видимости, что-то путает: мы ведь и не предлагали ей танцевать под "политические песни" - пусть себе пляшет на здоровье под свой любимый "Модерн токинг", который для того и существует, чтобы О. Г. и ее сверстники под бодрые его ритмы давали работу ногам.

Но ведь не все же танцевать; неплохо хотя бы изредка давать работу и голове! К сведению О. Г., существуют такие разновидности рока, как арт-рок и джаз-рок, возникшие в результате симбиоза, смешения различных музыкальных языков - рока и классики, рока и джаза, значительно более усложненные по сравнению с эстрадно-танцевальным роком.

Странно, но среди наших корреспондентов не нашлось ни одного поклонника этих разновидностей рока - нам писали по преимуществу почитатели "Эй-Си/Ди-Си", "Кисс", "Айрон мейден" и прочих представителей хард-рока (тяжелого рока), очень громкого, очень ритмичного, очень агрессивного, наконец.

И, судя по письмам, эти молодые люди, для которых не существуют классика, фольклор, джаз - ничего, кроме рока! - вполне восприняли, перетянули на себя все далеко не лучшие его свойства.

ПРОТИВНИКИ РОКА. Мы все больше говорили о поклонниках рока, о том, как влияет и давит на них рок; теперь предоставим слово противной стороне.

"Уважаемые товарищи! Есть ли серьезные основания для какой-либо дискуссии о рок-"музыке"?

Обидно, что в стране Глинки, Чайковского, Римского- Корсакова мы вдруг серьезно говорим о так называемой рок- музыке", этом, с позволения сказать, вывихе в развитии культуры, оскорбляющем чувства всякого человека, любящего подлинную музыку!" (В. А. Глембоцкий, профессор, доктор технических наук).

Уважаемый профессор Глембоцкий в своем письме сразу же ставит вопрос ребром - а стоило ли нам вообще затевать дискуссию о рок-музыке?

Стоило; безусловно, стоило. И самый серьезный повод для этой дискуссии заключается в том, что для профессора Глембоцкого рок-музыка не существует, в то время как для учащегося О. Чепракова не существует ничего, кроме рок- музыки.

Не прав, конечно, Олег Чепраков; не прав и профессор Глембоцкий, противопоставивший жанр-жанру, рок- классической музыке (если уже противопоставлять, то хорошую музыку - плохой, талантливую - бездарной). Думается, каждый жанр имеет право на существование, если он популярен и располагает аудиторией. У рока же аудитория - многомиллионная.

Нельзя забывать: время идет, и времена меняются. Катастрофически возрос ритм жизни; научно-технический прогресс проник повсюду - он даже в музыке устроил переворот, революцию, подключив ее к электроусилителям, синтезаторам, компьютерам и заставив звучать по-новому, по- электронному. И потому рок не извращение и не "вывих" (хотя внутри самого этого жанра есть и вывихи, и извращения); рок- музыка, созданная нашим временем и отражающая это время с его бешеными ритмами и скоростями, с его научным прогрессом (без электроники, между прочим, рока быть бы не могло). Явление рока 30 лет назад было также неизбежно и закономерно, как неизбежно было в XIX веке появление вальса, а в начале XX - джаза; и все это потому, что у каждого времени свои приметы, свои ритмы, своя музыка.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно