Они были братьями. Они верили, что музыка может изменить мир, по крайней мере - то общество, в котором они жили. Все это прошло, прошло, прошло.
Роджер Эберт
Музыкальные фестивали зародились в Великобритании (Лондон, 1709) и сначала были связаны с церковной музыкой. Со второй половины XVIII в. проводились во многих странах центральной Европы, преимущественно в Германии. Распространение получили с середины 40-х годов ХХ в, Наиболее крупные из них способствовали и способствуют пропаганде музыкального искусства, развитию культурных связей между народами. Вместе с тем ряд музыкальных фестивалей остается недоступным для широких кругов из-за высоких цен на билеты и носит элитарный характер; другие проводятся с рекламными целями (для привлечения туристов).
В конце 60-х - начале 70-х годов стали популярными фестивали эстрадного искусства и песни, особенно в Европе, где их насчитывается более 200. Таким образом, зародившееся в прошлом веке рок-направление не могло остаться в стороне от фестивального движения. Самые престижные и известные на сегодняшний день рок-фестивали - американский Woodstock, английский Glastonbury и австралийский Big Day Out - собирают лучших музыкантов планеты.
По мнению экспертов, успех музыкальных фестивалей объясняется все большим интересом народа к живым концертам. Причем теперь среди публики не только молодежь, но и люди старшего поколения. Связано это и с явным подъемом интереса к играющим вживую гитарным группам, исполняющим, условно говоря, стадионные гимны.
Что же представляют собой рок-фестивали в нынешнем тысячелетии, какие трудности подстерегают участников, организаторов и зрителей? Сегодня мы рассмотрим "фестивальную кухню" изнутри. Для этого я побеседовала с участниками группы "Артерия": лидером Сергеем Терентьевым (экс-музыкантом групп "Ария" и "Кипелов"), вокалистом Сергеем Сергеевым, басистом Николаем Коршуновым и гитаристом Вячеславом Селиным. Сама группа характеризует себя как команду, придерживающуюся "интеллигентного металла".
- Вы всю сознательную творческую жизнь посвятили рок-музыке. Рок - это...
Сергей Терентьев: Продолжение классической музыки, исполненное на электронных инструментах, - достаточно жесткое и искреннее.
Вячеслав Селин: Это честная музыка, самовыражение. Роковые команды работают для публики. А есть команды, работающие для кошелька.
Николай Коршунов: Слово "рок" в русском языке означает судьбу, которая ведет согласных и тащит сопротивляющихся. Рок - это образ жизни, при помощи которого личность противопоставляет себя толпе. А рок-музыка - одно из его проявлений.
- Фестивали стали неотъемлемой частью рок-тусовки. В чем специфика русских фестивалей?
Вячеслав Селин: Фестивальные движения у нас и за рубежом различаются в корне. В России на фестиваль приходит публика, заинтересованная в конкретной группе. Европейских слушателей фестивали интересуют в целом. Такого, чтобы после выступления какого-то артиста зал наполовину опустел, практически не бывает. Люди ходят на конкретное музыкальное направление.
Николай Коршунов: Русские фестивали отличаются не в лучшую сторону почти всем, начиная от отношения к зрителям и заканчивая подбором музыкантов. Скажем, участники группы METALLICA, игравшие на фестивале 1991 года в Тушино, были в жутком шоке от того, как менты избивали фэнов за то, что они "угорали" под любимую музыку. Сейчас такого уже нет, правда, и группы вроде METALLICA к нам не приезжают. На крупных фестах постоянно выступают одни и те же составы, звучащие так, будто все они учились играть у "Нашего радио". Может, для кого-то это и круто, но при чем тут рок?
- Вы принимали участие в западных фестивалях?
Сергей Терентьев: Мы выступали в израильском парке. Аппаратура была намного хуже, чем в России. По регламенту каждая группа имела пять минут на настройку. Естественно, этого времени не хватало! Израильские фанаты активностью не отличаются. Может, потому, что израильтяне - более спокойный народ?
- По какому принципу группа выбирает фестиваль, принимает решение о своем участии в нем?
Сергей Терентьев: Артисты заинтересованы в рекламе, внимании со стороны СМИ. Часто это бывает решающим аргументом в принятии решения об участии.
Вячеслав Селин: Как бы плохо это ни звучало, но музыкант должен извлекать выгоду из мероприятия. Затрагивать материальный аспект бесполезно. Начинаешь думать, какие бонусы, предложенные организаторами, можно использовать.
- А бывали ли случаи, когда вы отказывались от участия в концерте?
Сергей Терентьев: Один случай был. Тогда работа организаторов оставляла желать лучшего. Полностью отсутствовала реклама. Мы приехали, увидели пустой зал и несколько очень пьяных групп, выступать с которыми сочли необязательным.
Николай Коршунов: Это говорит о том, что к выбору фестивальной тусовки надо относиться серьезно. Один или два плохо организованных концерта в присутствии телекамер - и завтра про тебя забудут. Лишний "черный пиар" не нужен никому.
- В чем вы видите основные просчеты организаторской деятельности?
Вячеслав Селин: Основная ошибка - неправильный выбор места проведения. Часто организаторы не связывают место проведения со стилистикой концерта. К примеру, в клубах, не приспособленных для тяжелой музыки, проходят металлические фестивали. Или, наоборот, в альтернативных клубах собираются джазисты. Это плохо по ряду причин: во-первых, неприспособленность самого помещения, а во-вторых, есть контингент людей, которые ходят не на группу, а потусить именно в этом месте.
Сергей Терентьев: Не менее важный пункт, на мой взгляд, доступность места проведения. Бывает, до фестиваля надо добираться несколько часов, стоять в пробках, пробираться в жару через кордоны милиции, которые не хотят тебя пропускать без специального бэджа, а ты, выжатый, как лимон, должен выйти на сцену и радовать публику своим ярким и талантливым выступлением! Зрители тоже часто жалуются на организаторов, по вине которых приходится стоять по два часа в очереди на входе и в итоге попадать на концерт только к середине... Я понимаю, что создать дополнительные входы и выходы довольно сложно и дорого, но в противном случае неудобства гарантированы.
Вячеслав Селин: Еще одна неприятность - афиши с анонсом состава участников, которые расклеиваются заранее. Но бывает, что какая-то группа отказывается от участия, другая же, наоборот соглашается. Многие пришедшие на концерт зрители обламываются. На Западе такое может произойти только в отношении хедлайнеров. У нас часто идут слушать определенную группу, и, если она отказалась, претензии сплошь и рядом.
Николай Коршунов: Другая проблема - идеологическая подоплека мероприятия. Не буду говорить названий, но у нас почти все крупные фесты - скрытая реклама, например, алкоголя. Но пиво ведь не газировка, сами понимаете. Получается, группы, выступающие на таких шоу, может, и помимо своей воли, но участвуют на стороне производителей спиртного. Молодым ребятам употребление же такого добра здоровья не добавляет.
- А каким вы видите идеальный фестиваль?
Вячеслав Селин: На данном этапе идеальных фестивалей нет, потому что часто фест - это удобство для публики и неудобство для артистов. По части звука, общих гримерок, выкриков из толпы, когда одна половина кричит "ура!", другая - "домой!". Идеальный фестиваль должен быть не только для публики, но и для музыкантов, когда есть возможность нормально отстроиться, иметь свою примерку, и когда подбор коллективов соответствует идеологии феста.
Николай Коршунов: Идеальный фестиваль должен быть позитивным и радостным, в первую очередь. У так называемых русских рокеров вечно какая-то тоска, мессианские комплексы, вплоть до проповедей со сцены. Это тоже нагружает не по-детски. Все забывают как-то, что человек пришел не грустить, а развлекаться. Идеальным фестиваль будет, когда люди по обе стороны сцены разойдутся с желанием радоваться жизни, c весельем в душе, а не с желанием дать кому-нибудь по голове.
- Под тонкостями подбора участников нужно понимать сложные отношения между группами?
Сергей Терентьев: Сплошь и рядом переманивание музыкантов из коллектива в коллектив. Это вызывает конфликты. Согласитесь, неприятно, когда тратишь полгода, чтобы ввести человека в программу, а он уходит в другую группу.
Вячеслав Селин: Человеческие взаимоотношения - понятие очень сложное. Если организаторы хотят добиться цельного фестиваля, они не должны приглашать враждующие между собой группы. Отношения артистов на пятьдесят процентов отражаются на отношениях фанатов. Можно провести параллель с футбольными фэнами, которые дерутся после матча. Если группы неприятны друг другу в личном плане, могут возникнуть даже подставы со звуком.
Сергей Терентьев: Как говорится, шоу-бизнес с нечеловеческим лицом. Музыкант должен быть трезв, внимателен и знать свою аппаратуру лучше техников, чтобы в критический момент мог исправить положение самостоятельно.
- Самый удачный фестиваль за всю вашу практику?
Сергей Терентьев: "Измени свое завтра-2" - фестиваль, положительный во всех отношениях. Очень понравилась работа организаторов, место и время проведения. Мы работали на полный зал.
- А чем вы порадуете своих поклонников на фестивале "Измени свое завстра-3"?
Николай Коршунов: Скорее всего, основу фестивального выступления составят хиты с первого нашего альбома "Лети На Свет". Говоря словами из песни "Машина Смерти", мы готовы побеждать и "драться до конца" для всех, у кого "под черной майкой играет кровь"!
"Артерия" - участник фестиваля "Измени Свое Завтра-3", который пройдет 9 сентября.
На фесте вас ждут шесть часов живой музыки, выступления организаторов, подведение итогов конкурса "Лучшая публикация", подарки от спонсоров, вручение сертификатов на приобретение музыкального оборудования двум детским домам, съемка клипа и многое другое.
Место проведения: Парк "Тропарево", м. "Теплый стан".
(Кол-во зрителей около 20000 чел.).
Другие участники: группы "Мастер", "Легион", "Off Road", "Dirty Dog" "Белый Шаман", "Стая", спец. гость - Камикадзе-шоу (fire-шоу).
Смотрите также: