С 1 января 1987 г. в нашей стране вводится новая система оплаты труда работников производственной сферы. Наш корреспондент Г. Валюженич обратилась к начальнику отдела заработной платы Госкомтруда СССР В. ЩЕРБАКОВУ с просьбой ответить на некоторые вопросы, касающиеся предстоящей реформы.
КОРР. Владимир Иванович, чем вызвана необходимость пересмотра всей системы оплаты труда работников производственной сферы?
ЩЕРБАКОВ. Действующая ныне система оплаты труда сложилась довольно давно - в середине 50-х годов, и сегодня, в условиях начавшейся перестройки всего народного хозяйства, она не отвечает требованиям времени. Более того, не выполняя возлагаемые на нее функции, она тормозит наше движение вперед. В чем это проявляется? Достаточно сказать, что несоответствие оплаты труда его конечным результатам не позволяет нам длительное время добиться серьезного опережения темпов прироста производительности труда по отношению к средней заработной плате. А это приводит к тому, что запросы людей растут быстрее, нежели возможности их удовлетворения.
Проводившиеся в послевоенные годы повышения тарифных ставок и окладов по ряду причин, в том числе и объективных, в большей степени затрагивали интересы малооплачиваемых работников. В связи с этим сократились различия в оплате труда низкоквалифицированных и высококвалифицированных рабочих. Сегодня, например, рабочий высшего, 6-го разряда в ряде отраслей получает лишь в полтора раза больше перворазрядника.
Не отвечает современным потребностям и уровень применяемых тарифных ставок. Он не соответствует сложности труда, его производительности и качеству, низкий тариф стимулирует погоню за количеством продукции в ущерб ее качеству.
Сложились ненормальные соотношения в оплате труда инженеров и рабочих. Зарплата инженеров не только по темпам прироста, но в ряде отраслей и по абсолютным размерам стала ниже, чем у рабочих. Последствия этого не могут не отразиться на развитии научно-технического прогресса.
Утратили свою стимулирующую роль и такие элементы оплаты труда, как премия, надбавки, доплаты. Во многих случаях они превратились в механическую прибавку к тарифу, которая позволяет сохранить экономически необходимый уровень заработной платы.
Требует коренного пересмотра нормирование труда. Считается, что примерно 90% применяемых ныне норм у нас технически обоснованы. Между тем, даже по официальной статистике, они выполняются на 125-135%. А частенько перевыполняются в 2-3 раза. Это означает, что значительное число норм не обосновано ни технически, ни организационно, ни экономически.
Подобные несовершенства системы оплаты труда приводят к тому, что нередко лодырь получает наравне с добросовестным работником, а тот, кто трудится творчески, с энтузиазмом, не может получить соответствующего вознаграждения. А коль так, у человека пропадает стимул совершенствовать свое мастерство, повышать производительность труда. Но и это не все. Появляется соблазн "легких денег".
Таким образом, действующая система оплаты труда не позволяет в полной мере осуществить справедливое распределение материальных благ по труду, как того требует основной принцип нашего общества. И кроме того, она недостаточно стимулирует эффективность общественного труда. А ведь лишь на его основе мы сможем выйти на намеченные качественно новые рубежи во всех сферах народного хозяйства, поднять уровень жизни народа.
КОРР. Предполагает ли новая реформа с 1 января 1937 г. автоматическое увеличение заработной платы всем работникам производственных отраслей?
ЩЕРБАКОВ. Нет. Дело в том, что повышение тарифных ставок и окладов будет осуществляться за счет средств, которые предприятия и организации должны заработать самостоятельно, реализуя на практике принцип самофинансирования и самоокупаемости дополнительных затрат.
Для этого должны быть найдены внутренние резервы. Работа эта очень кропотливая, сложная и относительно долгая. Она предполагает аттестацию каждого рабочего места, сокращение по возможности их числа, что обеспечит экономию средств, внедрение передовой техники и технологии, совершенствование организации труда, улучшение нормирования, увеличение производительности труда, дополнительный выпуск продукции и т. д. Поэтому сроки повышения зарплаты будут зависеть непосредственно от каждого трудового коллектива. Предполагается, что реформа будет осуществлена в течение нынешней пятилетки, однако жестких сроков проведения ее не установлено.
Новые тарифные ставки будут вводиться по мере накопления необходимых средств. Никаких дополнительных дотаций из госбюджета выделяться не будет. Ведь в противном случае увеличение зарплаты не привело бы к росту благосостояния народа, поскольку не обеспечивался бы платежеспособный спрос населения. Денег было бы больше, нежели произведенных материальных благ и услуг. Вводимая же реформа как раз и предусматривает дополнительное увеличение потребительских товаров. Поэтому на те деньги, которые человек сможет заработать, он сможет купить и нужные ему товары.
Хотелось бы добавить, что на новые ставки и оклады каждая категория работников средства будет зарабатывать самостоятельно. Для этого общий фонд зарплаты будет разделен на отдельные фонды: рабочих, руководителей, специалистов и служащих, конструкторов и технологов. Это не допустит увеличения заработной платы одних категорий работников за счет улучшения работы других. Кто хочет больше получать, должен лучше работать.
Повышение окладов руководящим работникам будет производиться в последнюю очередь, после того как будет повышена зарплата всем работникам того или иного предприятия.
В целом же повышение ставок и окладов коснется 75 млн. человек.
КОРР. В чем суть новой реформы?
ЩЕРБАКОВ. Политика в области оплаты труда исходит из главного принципа - заработная плата должна быть непосредственным образом увязана с конечными результатами труда. При этом вводится механизм, обеспечивающий опережающий рост производительности труда по сравнению с заработной платой.
Должна быть ликвидирована уравнительность в оплате труда высоко- и низкоквалифицированных рабочих. Для этого предусматривается в большей степени поднять ставки высококвалифицированных рабочих.
Тарифные ставки у рабочих в среднем повышаются на "20- 25%. Кроме того, увеличивается соотношение между ставками 1-го и 6-го разрядов, что будет стимулировать рост квалификации работников, заинтересовывать их в освоении все более сложных видов труда.
Создаются преимущества в оплате труда работников приоритетных отраслей, определяющих ускорение научно- технического прогресса.
Так, например, в машиностроении для рабочих, занятых наладкой, ремонтом, обслуживанием особо сложного оборудования, вводятся специальные ставки, которые превышают действующие на 40-45%, устанавливаются 2 дополнительных разряда.
КОРР. Способности и возможности у всех разные, поэтому не исключено, что кому-то удастся и вновь установленную норму выработки перевыполнить, скажем, в 2 раза. Сможет ли рабочий быть уверен, что он получит за это соответствующую зарплату? Или все же будут какие-то ограничения?
ЩЕРБАКОВ. Нет, никаких искусственных ограничений, типа "срезания" расценок, создаваться не будет. Новая реформа как раз и предусматривает принцип - сколько заработал, столько и получи. "Потолок" заработной платы у рабочих отсутствует. Нормы могут пересматриваться в том случае, когда меняется техника, технология и вся организация работы. Устанавливаются они во время аттестации рабочих мест. Таким образом, если рабочий будет увеличивать выработку за счет своего мастерства, то его труд будет соответствующим образом вознаграждаться.
КОРР. А каким образом будет восстанавливаться престижность инженерного труда?
ЩЕРБАКОВ. Прежде всего за счет увеличения его оплаты, установления категорий за высокоэффективную работу, и кроме того, создается прямая зависимость размеров заработной платы специалиста от конечных результатов труда.
Должностные оклады у специалистов повысятся в среднем на 30-35%, а у ведущих категорий - конструкторов, технологов, мастеров - на 40-45%. Теперь вместо двух существующих должностей "инженер" и "старший инженер" вводятся четыре квалификационные категории: инженер, инженер II категории, инженер I категории, ведущий инженер. Это создает благоприятные условия для творческого роста специалиста. Теперь он будет получать деньги не за должность, а за конкретный вклад, за выполняемую работу. Только за счет роста профессионального мастерства и квалификации специалист сможет добиться повышения оклада от 140 до 260 руб. Кроме того, будут применяться надбавки - за высокие достижения в труде или выполнение ответственных работ - в размере до 50% должностного оклада.
Следовательно, у хорошо работающего конструктора или технолога тарифная часть заработка может достигать 390 руб.
КОРР. Владимир Иванович, а предусматривает ли реформа какие-либо санкции по отношению к тем, кто, скажем, не соответствует занимаемой должности, теряет квалификацию или не справляется с нормой выработки?
ЩЕРБАКОВ. Да, и это важно подчеркнуть.
Руководителям предприятий и объединений совместно с профкомами предоставляется право на основе аттестации не только повышать работника в должности и устанавливать надбавки, но и снижать оклады тем, кто не справляется с работой, систематически нарушает технологическую дисциплину, уменьшать или отменять надбавки, понижать квалификационный разряд, а при необходимости и освобождать работника от занимаемой должности.