Понимая всю деликатность темы, затрагивающей самую интимную сторону жизни каждого человека, мы тем не менее решили обратиться к ней. Настоятельную необходимость разговора на эту тему диктуют письма читателей, где ставятся вопросы о роли и месте сексуальной сферы в нашей жизни.
Сегодня все более очевидным становится тот факт, что половое воспитание - это необходимое, неотъемлемое условие гармоничного развития личности.
К тому же не прекращаются спекуляции на этой теме "радиоголосами". Так, сейчас радиостанция "Немецкая волна" ведет серию передач "Он, она и советский режим" под рубрикой "Третий лишний". Кто же лишний? Догадаться нетрудно. Разумеется, "советский режим", якобы директивно запрещающий всякое обсуждение в печати этой стороны человеческой жизни. "Немецкой волне" вторит и английская Би-би-си в передаче о литературе для подростков.
Что предлагают нам радетели "свободного секса"? Каково действительное положение дел в нашей стране в сфере сексуальной культуры, каковы проблемы, их истоки и пути решения?
Беседой нашего корреспондента В. Романенко с профессором, доктором философских наук И. С. КОНОМ мы открываем рубрику "Институт человека" - разговор о сложных современных проблемах людей.
КОРР. Игорь Семенович, на Западе высказывается точка зрения: если, мол, в обществе процветает свободная любовь, значит, свободно и общество. Каково ваше мнение на этот счет?
КОН. Это сильное преувеличение. Сексуальность - важная сторона личной и общественной жизни, и любое общество так или иначе регулирует ее проявления, как с помощью правовых корм, так и морально-идеологических. Однако отношение к ней производно от других, более общих ценностей культуры, включая представления о сущности человека, природе половых различий, о любви и брачно-семейных отношениях, соотношении чувства и разума и т. д.
КОРР. И, по всей видимости, в каждой исторической эпохе были свои представления о половой морали?
КОН. Конечно, разные исторические культуры неодинаково относились к сексуальности. Древние цивилизации Востока, например индийские и китайские, не осуждали эротику, но возводили "искусство любви" в ранг религиозного культа, которому посвящались специальные трактаты (например, индийская Камасутра). Напротив, христианство, оказавшее сильнейшее влияние на развитие европейской культуры, чрезвычайно враждебно относилось к сексуальности, считая все телесное, плотское в человеке греховным и низменным. Христианский идеал нравственной чистоты предполагает абсолютное целомудрие и половое воздержание, нарушение которого оправдано лишь в законном браке и только для продолжения рода.
Разумеется, люди никогда не следовали этой догме буквально. Наряду с официальной аскетической культурой, в средние века существовал особый мир карнавальной, смеховой культуры, в котором, как показал выдающийся советский литературовед и историк М. М. Бахтин, многие традиционные нормы как бы выворачивались наизнанку и запретное становилось не только важным, но даже обязательным.
КОРР. Но ведь наряду с религиозным диктатом существовал и гуманизм эпохи Возрождения.
КОН. Да, гуманисты эпохи Возрождения подвергали религиозный аскетизм резкой критике (достаточно вспомнить Рабле или Боккаччо).
Однако в XIX в. некоторые запреты, за которыми стояла навязчивая, маниакальная одержимость сексом, вновь усилились. В Англии начала XIX в. попросить соседку по столу передать цыплячью ножку считалось неприличным, так как слово "ножка" вызывало сексуальные ассоциации. Приходя к врачу, женщина показывала, где у нее болит, не на собственном теле, а на кукле. По соображениям благопристойности во Франции запрещались произведения Ронсара, Лафонтена, Руссо, Вольтера, Прево, Беранже и др.
Были времена, когда даже Библия считалась неприличной с этой точки зрения.
Легко себе представить, каково приходилось ученым, которые первыми занялись исследованием человеческой сексуальности. Богословская идея о греховности половой жизни превратилась в массовом сознании в твердое убеждение, что у всякого, кого интересует "секс", что-то по этой части у самого не в порядке. Хотя мнение это столь же абсурдно, как то, что физиологией питания занимаются обязательно обжоры (или, наоборот, язвенники), языкознанием - косноязычные, а психологией мышления - кретины: стереотипы массового сознания не всегда поддерживаются (увы!) логикой...
КОРР. Но то было давно. А что изменилось в данной сфере жизни? Сегодня, например, мы часто слышим разговоры о "сексуальной революции".
КОН. Существует ряд долгосрочных тенденций, общих для всех индустриально развитых стран. Прежде всего, ускорилось половое созревание подростков, для которых ныне характерно более ранее пробуждение сексуальных интересов и начало половой жизни. В ГДР средний возраст начала половой жизни составляет сейчас 16,9 лет, одинаково у юношей и у девушек.
С этим связано более широкое распространение добрачных связей и более терпимое отношение к ним, о чем говорят не только данные социологических опросов, но и медицинская статистика. Например, в Перми на каждую тысячу беременностей у не рожавших ранее молодых женщин в 1981 г. пришлось 272 аборта, 140 рождений вне брака ("матери-одиночки") и 271 рождение в первые месяцы брака (так называемые браки, стимулированные беременностью невесты). Только 317 новорожденных на 1000 беременностей были зачаты в браке.
Соответственно меняются и моральные установки. В одном из недавних социологических опросов студенческой молодежи на вопрос: "Почему ваши сверстники вступают в интимные отношения?" - 37% опрошенных назвали любовь, 30% - различные гедонистические соображения (получение удовольствия, развлечение и т. п.), а такой мотив, как ожидаемое вступление в брак, составил всего 7%. Такова реальная ситуация сегодняшнего дня, ее нельзя не учитывать.
Гораздо большее значение придается сексуальности и в браке. Традиционный брак, скажем в XIX веке, вовсе не был сексуальным союзом, сексуальная гармония не являлась его главной целью. Требования к жене ограничивались формулой: "Была бы верная супруга и добродетельная мать". Мужчины могли удовлетворять свои сексуальные потребности на стороне, к их услугам были публичные дома и проститутки. А о женах в этом плане вообще не думали, считалось, что порядочная женщина не испытывает эротических потребностей и лишь удовлетворяет запросы более примитивно организованного мужчины. Сегодня медики не сомневаются, что именно эта установка была одной из главных причин фригидности - сексуальной холодности многих женщин.
Соответственно менялась и иерархия супружеских ценностей.
Хотя сексуальная удовлетворенность, любовь и супружеское благополучие - не синонимы, они взаимосвязаны. По данным ленинградского сексолога С. И. Голода и ряда зарубежных исследователей, сексуальная гармония занимает третье место в ряду факторов успешного брака. Ее недооценка снижает "качество" супружеской жизни и увеличивает вероятность развода.
КОРР. Значит, понятие "сексуальная революция" отражает и некоторые объективные тенденции нашего времени?
КОН. Процесс, который иногда называют "сексуальной революцией", неоднозначен и противоречив. С одной стороны, налицо индивидуализация любовных чувств и отношений, освобождение их из-под власти материального расчета, страха перед последствиями и мещанскими пересудами, как то и предсказывал Ф. Энгельс в "Происхождении семьи, частной собственности и государства". С другой стороны, крушение старых норм и запретов порождает нормативную неопределенность, которую некоторые истолковывают как вседозволенность. В результате сексуальность деиндивидуализируется и коммерциализируется, утрачивает интимность, становится бездуховной и безлюбовной. Это оборачивается громадными личными потерями, а также порождает или обостряет множество сексуальных проблем, начиная с неустойчивости брака и кончая распространением венерических заболеваний и других опасных инфекций.
КОРР. На Западе секс пронизывает рекламу, телевидение, печать и т. д. Не доказывает ли это, что капиталистические государства заинтересованы в проведении такой политики в области сексуальной культуры?
КОН. Это реальная проблема, но в нашей пропаганде она часто ставится упрощенно. Мы нередко отождествляем идеологию господствующего класса с государственной политикой и недооцениваем противоречивость буржуазной идеологии.
Мутный поток порнографии захлестывает западный мир не потому, что ее "насаждают" Рейган или Тэтчер. Американские правые, как и любые консерваторы, выступают под лозунгами традиционной религиозной морали, чистоты нравов и защиты семьи. В 1960-х годах половое просвещение в школах США вводилось вопреки яростным протестам "ультра", клеймившим его как "грязный коммунистический заговор".
Нынешняя администрация США "во имя морали" прекратила финансирование ряда важных научных проектов, связанных с разработкой противозачаточных средств, и т. д. Однако "секс-индустрия" приносит частному капиталу миллиардные доходы, поэтому прикрыть ее буржуазное государство не может, даже если бы и захотело.
Неоднозначны и общеклассовые интересы буржуазии. Бездуховный, отчужденный секс, подобно наркотикам, отвлекает внимание молодежи от насущных социальных проблем. Но, опять-таки подобно наркотикам, он подрывает физическое и духовное здоровье населения. Поэтому и отношение буржуазных идеологов к этой проблеме неоднозначно. Она требует тщательного социологического анализа, а не броских примеров под рубрикой "их нравы", которую давно уже взяли на вооружение наши юмористы.
Социалистическому обществу чужда индивидуалистическая мораль вседозволенности. Однако водораздел между двумя тенденциями - индивидуализация или деиндивидуализация, о которых я говорил выше, не проходит по государственным границам, и уповать только на таможенные барьеры наивно.
Окончание следует.