"ПЛАТИТЕ СЕГОДНЯ - УМИРАЕТЕ ЗАВТРА". Это рекламное объявление одной из похоронных контор Нью-Йорка - свидетельство того, что американский кладбищенский бизнес осваивает новый для него рынок, так называемые "запрограммированные похороны".
Как известно, для процветания капиталу необходимо расширенное воспроизводство. Но как быть кладбищенскому бизнесу, если вот уже 10 лет ежегодная смертность в США остается примерно на одном уровне и, как полагают некоторые специалисты, к 2000 г. возрастет не более чем на 10%? А ведь американская похоронная индустрия насчитывает сегодня 22 тыс. частных фирм, и успехи медицины наверняка бы повергли эту обширную отрасль в состояние кризиса, если бы не выдумка коммерческого гения.
В 70-х гг. жизнелюбивого американца соблазняли криогенными холодильниками, в которых будто бы можно "сохраняться" от 50 до 100 лет, дожидаясь, когда медики изобретут "эликсир бессмертия". Сегодня уже мало кто клюет на эту приманку. К тому же низкотемпературные гробницы по карману лишь элите.
И вот похоронные конторы нашли наконец выход: они предлагают клиентам обеспечить себе посмертный комфорт, заранее оплатив собственные похороны, если угодно - в рассрочку. Так, 6500 долл. (а именно в такую сумму сегодня обходятся скромные "запрограммированные похороны") можно при желании растянуть на 5 лет.
По данным французского еженедельника "Нувель обсерватёр", популярность этого своеобразного вида "страхования" растет очень быстро: если в 1960 г. им воспользовались 40 тыс. американцев, то в 1986 г. - уже 700 тыс. Средний возраст клиентов - 40 лет, так что фирмы могут рассчитывать на извлечение прибылей от вкладов в течение 30 - 40 лет.
"Наступит день, когда похоронные бюро станут вкладывать капиталы в медицинские исследования по продлению жизни", - без тени юмора заметил один из предпринимателей, сочетающий операции по страхованию жизни с "запрограммированными похоронами".
Так - жизни благодаря - американский похоронный бизнес процветает и развивается. Господствующие позиции в нем захватили гигантские тресты и конгломераты, такие, как, скажем, "Эс-си-эй" с годовым доходом в 400 млн. долл., контролирующий 318 похоронных бюро, 81 кладбище, 53 магазина похоронных принадлежностей, крематории, мастерские по изготовлению памятников и т. п.
Исследования рыночной конъюнктуры в США показывают, что в большинстве своем клиент фирм по организации "запрограммированных похорон" - это "средний" американец пытающийся сыграть на инфляции.
В. ИВАНОВ, кандидат исторических наук