Примерное время чтения: 11 минут
67

[Есть ответы] Ваши вопросы от 10.04.1987

На брифингах, состоявшихся в пресс-центре МИД СССР 2 и 7 апреля, начальник Управления информации Г. Герасимов ответил на вопросы советских и иностранных журналистов.

В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ, отметил Г. Герасимов, положительно оценивают итоги визита в нашу страну премьер-министра Великобритании М. Тэтчер. Откровенный обмен мнениями способствовал прояснению позиций сторон, выводу диалога на новый уровень. В то же время выявились не просто различия, а противоположности в некоторых взглядах на сегодняшний мир. В то время как даже Р. Рейган выражает мечту жить в безъядерном мире, М. Тэтчер считает, что для сохранения мира необходимо оставить ядерное оружие в качестве его гаранта.

Представитель МИД СССР сообщил журналистам, что американский военнослужащий У. Роберте, проходивший службу в Западной Германии, и его жена - гражданка ФРГ П. Нойман попросили политического убежища в СССР, опасаясь стать жертвами преследований за свои убеждения. Их просьба удовлетворена.

Агентство Рейтер сообщило со ссылкой на израильского посла в Вашингтоне Розена о предстоящем взаимном обмене делегациями высокого уровня между СССР и Израилем. Такое заявление, отметил Г. Герасимов, лишено оснований. Речь может идти лишь о направлении в Израиль группы наших консульских работников с целью решения некоторых узкотехнических вопросов, связанных с условиями проживания советских граждан в этой стране и их юридическим статусом, а также с проверкой состояния советской недвижимой собственности в Израиле. О взаимности не может быть и речи, ибо в СССР нет ни постоянно проживающих израильских граждан, ни имущества Израиля.

Нет планов и ввести прямой рейс Москва - Тель-Авив, о котором также появились слухи, сказал представитель МИД СССР. Израиль был бы заинтересован в таком рейсе, ибо на полпути - в Вене - многие эмигранты, направляющиеся в Израиль, разбегаются по Европе и Америке.

На вопрос иностранных корреспондентов, правда ли, что до конца года 11 тыс. советских граждан еврейской национальности получат разрешение на выезд из страны, Г. Герасимов напомнил, что заявления о выезде на постоянное место жительства подаются и рассматриваются в индивидуальном порядке. Поэтому никаких квот установлено быть не может.

Г. Герасимов познакомил журналистов с подробностями провокации французских властей против советской гражданки Л. Вердье (Варигиной). 17 марта четверо полицейских, сказав, что они якобы пришли по поручению ее мужа, ворвались в дом и без предъявления ордера на арест заключили Людмилу под стражу. В полицейском комиссариате г. Руана ее допрашивали в течение 12 часов без переводчика, оказывая грубый нажим, угрожая и шантажируя. От нее добивались "признания" в том, что они с мужем шпионили в пользу СССР. "Сотрудники спецслужб, - внушали ей, - могут сделать с вами все, что захотят, никто не узнает". "Посольство не будет вас защищать, - говорили ей, - на родине вас ждут пытки и Сибирь". Ночь Л. Вердье (Варигина) провела в полицейском участке вместе с уголовниками, наркоманами и проститутками. Утром - снова допрос, но уже как бы с соблюдением "норм законности" - во Дворце правосудия, в присутствии адвоката. По конвенции власти должны были уведомить советское представительство о претензиях к гражданину нашей страны в срок от 1 до 10 дней. Консульстве СССР получило уведомление 14 дней спустя после ареста Л. Вердье (Варигиной). Только через 17 дней представитель советского посольства смог встретиться с ней. Освобождение ее из-под стражи сопровождалось требованием подписки о невыезде.

Это, отметил представитель МИД СССР, не единственный случай противоправных и провокационных действий французских властей против советских граждан.

* * *

Сколько городских жителей в нашей стране проживает в коммунальных квартирах и снимает жилье?

В. Агеев, Свердловск

ДЛЯ ОТВЕТА на этот вопрос нужно проделать несложную математическую операцию.

Обратимся к сборнику ЦСУ "Народное хозяйство СССР в 1985 г." (к сожалению, сведения за 1986 г. еще не опубликованы). Итак, исходные данные. Городское население страны составляет 184 млн. человек. Более 80% имеет отдельные квартиры. Следовательно, менее 20% проживает в коммунальных квартирах (сюда же отнесем и общежития) или снимает жилье. Теперь решаем уравнение с одним неизвестным и получаем ответ: в коммунальных квартирах и в "частном" секторе проживает менее 36 млн. 800 тыс. человек. Цифра, конечно, большая. Для того чтобы обеспечить каждую советскую семью отдельной квартирой, предстоит не только существенно увеличить масштабы жилищного строительства, но и изменить нынешний механизм распределения и оплаты жилья.

* * *

Слышал, что в социалистических странах существуют предприятия акционерного типа. Каким образом они функционируют?

В. Симашко, Московская обл.

На вопрос отвечает кандидат экономических наук В. ВИНОГРАДОВ.

АКЦИОНЕРНЫХ КОМПАНИЙ в том виде, в каком они существуют на Западе, в социалистических странах нет, хотя в ряде социалистических стран с начала 80-х годов действительно практикуется привлечение временно свободных средств хозяйственных организаций и сбережений трудящихся для финансирования строительства или модернизации хозяйственных и социально - бытовых объектов.

В Венгрии, например, с конца 1982' г. местные советы, банки, предприятия, сберегательные кассы выпускают облигации, которые продаются населению данной области или членам какого-либо трудового коллектива, а также хозяйственным организациям, желающим приобрести эти ценные бумаги. Полученные от продажи облигаций средства поступают в фонд развития выпустившего их предприятия или местного совета и направляются на решение конкретных задач.

По истечении заранее установленного срока, чаще всего 5 лет, облигации погашаются за счет средств фонда развития выпустившей их организации. Проценты по облигациям достигают 9 - 12% годовых и, как правило, выше, чем по срочным вкладам в сберегательные кассы. Облигации могут фигурировать в качестве объекта купли или продажи в сделках между частными лицами. В этом случае облигации продаются по курсу, отличающемуся от номинальной стоимости.

Чтобы читатели могли лучше представить себе суть и значение выпуска и приобретения облигаций, приведем такой пример. В 1983 г. Государственный банк развития и Венгерская почта выпустили "телефонные облигации" с целью финансирования расширения телефонной сети в области Сегед и 16 поселках области Чонград. "Сегедские областные телефонные облигации" продавались населению по номинальной стоимости 25 тыс. форинтов, а общественным организациям - по 100 тыс. форинтов на общую сумму 260 млн. форинтов. Выпуск облигаций позволил привлечь средства на установку 15 тыс. телефонов. Венгерская почта гарантировала владельцам облигаций установку телефона до конца 1986 г. Размер выплачиваемого процента не превышает 7% годовых, так как покупатель облигации заинтересован прежде всего в установке телефона. Кроме того, владельцам облигаций установка телефона производится со скидкой в 50%.

Помимо облигаций для населения, в Венгрии выпускаются также ценные бумаги, предназначенные исключительно для приобретения хозяйственными организациями. Так, часть "телефонных облигаций" была выпущена номинальной стоимостью от 50 тыс. до 1 млн. форинтов с целью продажи предприятиям, располагающим временно свободными средствами.

Или другой пример. В 1983 г. были выпущены "газовые облигации", которые Государственный банк развития и объединение нефтяной и газовой промышленности распространяли первоначально лишь среди предприятий и кооперативов. Всего было выпущено "газовых облигаций" на 200 млн. форинтов из расчета 11,5% годовых с десятилетним сроком погашения. Впоследствии "газовые облигации" стали распространяться через сберегательные кассы среди населения. Полученные средства были использованы для расширения сети газопроводов.

В Румынии "Закон об участии трудящихся социалистических государственных единиц паевыми взносами в создании фонда экономического развития" был принят в 1982 г. Для того чтобы трудящиеся были более заинтересованы в успешной деятельности предприятий, на которых они работают, установлено право (с 1986 г. - обязанность) рабочих и служащих вносить свой вклад в форме денежного пая в развитие основных средств производства. Размер пая составляет от 10 тыс. до 100 тыс. лей. Величина одного паевого взноса составляет 1 тыс. лей.

Вклады трудящихся производятся на срок не менее 5 лет. По окончании этого срока, по заявлению вкладчика, если общий вклад составляет не менее 10 тыс. лей, пай возвращается полностью или по частям в течение 2 - 5 лет в зависимости от экономических возможностей предприятия. В соответствии с размером внесенного паевого взноса трудящиеся ежегодно имеют право на получение дохода в размере от 5 до 8%, в зависимости от выполнения предприятием плана по прибыли.

Выплаты по паям производятся из прибыли предприятия в первую очередь. В случае, если предприятие не получило прибыль в запланированном размере, трудящимся гарантируется выплата 5% годовых (что превышает проценты по срочным вкладам в сберегательные кассы), при выполнении плана по прибыли - 6%, при перевыполнении - 8%.

Работники государственного аппарата, политических и общественных организаций, учебных и социально - культурных учреждений, военнослужащие вносят паевые взносы на каком-либо производственном предприятии.

На практике участие трудящихся в развитии предприятий паевыми взносами применяется с 1983 г. Так, в 1984 г. трудящиеся внесли в качестве паевых взносов свыше 700 млн. лей.

В Польше, в соответствии с принятым в 1985 г. постановлением Совета Министров, хозяйственные организации могут выпускать облигации, которые продаются только предприятиям обобществленного сектора. Владельцам облигаций, помимо погашения этих бумаг по номинальной стоимости и получения процентов по ним, гарантируется возможность получать .продукцию или услуги тех организаций, которые выпустили эти облигации. Погашение облигаций начинается через 5 лет после их выпуска и производится в течение 15 лет. Например, такие облигации выпустил полиграфический комбинат в Катовице. Для этого предприятия ценные бумаги являются своего рода гарантией новых заказов со стороны издательств.

* * *

В печати сообщалось о планах администрации США по замене директора ЦРУ. Что это - простая кадровая перестановка или нечто большее?

С. Олейник, Ленинград

НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ предложение Белого дома назначить директором ЦРУ вместо ушедшего в отставку Кейси нынешнего директора ФБР Уильяма Уэбстера не утверждено сенатом. Однако большинство американцев не сомневается, что утверждение кандидатуры Уэбстера состоится достаточно скоро.

Скандал, получивший название "ирангейта", нанес по ЦРУ жестокий удар, масштабы которого в США сравнивают с масштабами удара по ФБР в результате другого скандала - "уотергейтского". Тогда на пост директора ФБР искали человека с неподмоченной репутацией (так же как сейчас - для ЦРУ). Таким человеком, по мнению администрации Дж. Картера, оказался Уэбстер.

Уэбстер родился в 1924 г. в Сент-Луисе (штат Миссури). Учился в университете в Вашингтоне на юридическом факультете, где затем защитил докторскую диссертацию. По возвращении в Сент-Луис работал в одной из крупных юридических фирм. Одновременно Уэбстер начал активно заниматься политической и общественной деятельностью под эгидой республиканской партии, а также религиозной общественной организации "Большие братья Америки", которая ставит своей целью работу с детьми из "неблагополучных" семей, отбирая самых способных из них для получения образования.

Именно эту организацию Уэбстер использовал как трамплин для перехода на государственную службу, став впоследствии членом Федерального апелляционного суда, откуда в 1978 г. президент Картер перевел его на пост директора ФБР.

Поначалу отношения Уэбстера с нынешним хозяином Белого дома и конгрессом складывались неудачно, что вызвало слухи о скорой отставке нового директора ФБР. Основой для слухов послужили сообщения об "отсутствии гибкости" у Уэбстера. Так, он отказался "прикрыть" Белый дом в деле с проворовавшимся и связанным с мафией бывшим министром труда (и к тому же близким другом президента Р. Рейгана) Р. Донованом. В 1981 г. Уэбстер в интервью телекомпании Эй-би-си высмеял развязанную Белым домом кампанию по поводу якобы имевшей место заброски в Вашингтон "ливийской террористической группы" с заданием осуществить убийство президента и других руководителей администрации. После этого, как считают в США, Уэбстер удержался на своем посту только по той причине, что Белый дом не мог найти приемлемого для конгресса предлога "попросить" его уйти в отставку, равно как и подходящей замены.

Тем не менее, несмотря на свою "несговорчивость", Уэбстер добился высокого авторитета в Вашингтоне. Он укрепил ФБР как в кадровом, так и в техническом отношении, что сделало эту организацию еще более эффективным орудием правящего класса. Ежегодный бюджет ФБР за период с 1978 по 1987 г. возрос почти вдвое и достиг 1,2 млрд. долл. Значительные средства были затрачены на оснащение ФБР самыми современными техническими средствами.

Уэбстер резко активизировал работу ведомства по двум направлениям: контрразведка и борьба с организованной преступностью, "отключив" агентов от расследования сравнительно мелких преступлений, которые перешли в исключительное ведение полиции.

Особое расположение в вашингтонских "коридорах власти" Уэбстер заслужил именно своими усилиями по активизации контрразведывательной деятельности ФБР. Под личным руководством Уэбстера бюро разыграло целый ряд шпионских дел, нити от которых якобы вели к Советскому Союзу. Эти дела были "раскручены" как раз в тот период, когда в администрации и в конгрессе раздували шпиономанию в связи с "засильем советских шпионов в ООН и в советских учреждениях в США". ФБР сыграло решающую роль в подготовке "оснований" для предпринятых администрацией акций против советских работников ООН, посольства СССР в США и советского генерального консульства в Сан-Франциско.

По материалам ТАСС

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно