Под таким заголовком итальянский журнал "Эспрессо" опубликовал статью об авторалли Париж - Дакар.
НЕСМОТРЯ НА ТО, что старт состоялся почти втихомолку, девятое авторалли Париж - Алжир - Дакар - самое богатое за всю свою кратковременную историю: богатое по связанному с ним торговому обороту, по астрономическим суммам, выплачиваемым гонщикам, по средствам, вложенным в него крупными финансирующими компаниями. Инициатор этих гонок француз Тьерри Сабин, гонщик на автомашинах и мотоциклах, погибший во время прошлогоднего авторалли, превратил марафон с участием небольшой группы любителей риска в бизнес с оборотом в несколько сот миллиардов лир.
В гонках 1987 г. западногерманская фирма "Телефункен" опередила многие французские концерны и добилась использования своей марки в течение всего авторалли. Французская компания "Аэроспасьяль" буквально вырвала заказы на поставку сигналов аварийной остановки для всех 150 участников гонки. Две крупные международные туристические организации ("Африкатурс" и "Вальтур") добились исключительного права на организацию туристических поездок вслед за участниками авторалли. Развернулась жестокая борьба, начавшаяся еще в феврале 1986 г., также и за то, в каком пункте назначить старт. В этом году верх одержала международная ярмарка в Руане, где машины прошли технический контроль, и ассоциация "Версай анимасьон", которая создала пресс-центр, мини-деревню для представителей фирм- финансистов и гостей и огромный парк для ремонта автомашин. В миллиардный бизнес авторалли Париж - Дакар включилась в этом году также бумажная фирма "Пинья", получившая лицензию на использование своей марки в этой гонке.
Все то, о чем мы говорили до сих пор, можно было бы назвать "гарниром": сама же гонка (12404 км) - это незаменимое испытание для мировых компаний, производящих транспортные средства. В таких секторах, как производство и продажа мотоциклов и автомашин, борьба, естественно, идет между старой Европой и Японией. Что касается мотоциклов, то между ними существует абсолютное равенство; четыре раза добивались успеха японские компании, и столько же раз - западногерманская фирма БМВ. Зато полное преобладание Европы в автомобильной области: во время восьми авторалли, состоявшихся до сих пор, победу одержала только одна японская автомашина "Пайеро" фирмы "Мицубиси". И огромный успех сбыта этой автомашины на европейском рынке показывает значение авторалли Париж - Дакар как отличной рекламы.
Два гиганта западногерманской промышленности "Мерседес" и "Порше", одержав победу соответственно в 1983 и 1986 гг., доказали свое превосходство, после чего отказались от участия в гонках. В этом году в них дебютирует французская "Пежо", через соответствующих французских импортеров в авторалли участвуют "Тоета" и "Остин-Ровер", "Лада" и машина фирмы "Мицубиси". В тесном сотрудничестве с последней фирма "Бриджстоун" (японский филиал компании "Данлоп") создала для авторалли Париж - Дакар радиальные шины. Они называются "Дуэлянт пустыни" и снабжены стальными обручами и очень прочным кордом, сочетающим легкость алюминия с прочностью стали. Итальянский концерн "Пирелли" парировал удар, создав новые шины "Дакар", установленные на "Тоете".
Когда-то, вздыхают те, кто с тоской вспоминает прежние авторалли, гонки Париж - Дакар были чем-то средним между приключением и безумием. Сейчас же они превратились в сделку на сумму несколько сот миллиардов лир.