Примерное время чтения: 6 минут
105

ПРЕСС-ЦЕНТР 70-летия ОКТЯБРЯ

Продолжаем публикацию материалов пресс-центра 70-летия Великого Октября. В очередной пресс-конференции приняли участие академики Г. МАРЧУК - президент АН СССР, Е. ВЕЛИХОВ - вице-президент АН СССР, В. ГОЛЬДАНСКИЙ и Р. САГДЕЕВ. Она была посвящена перестройке в советской науке.

ВОПРОС. Расскажите о главных научных открытиях СССР в 1987 г.

МАРЧУК. Открытия в мире случаются нечасто. За 100 лет может быть не более 10 - 15 крупных открытий, которые переоценивают все предыдущие научные прогнозы или технологии.

Есть открытия небольшие, но важные. К ним относится создание диагностикума на СПИД с помощью искусственных антигенов. Это уникальная работа, подобной ей в мире пока нет. Методика, предложенная учеными во главе с академиком Р. Петровым, дает широкие возможности для распознания возбудителя и в дальнейшем может позволить подойти к решению задачи по вакцинации СПИДа. Это наиболее выдающееся открытие нашей науки в 1987 г.

Кроме того, сейчас весь мир будоражит проблема высокотемпературной сверхпроводимости. Развитие этой проблемы в Советском Союзе фактически идет примерно на равных с США, Японией.

Сейчас получен ряд крупных результатов в развитии этой проблемы, которые дают основания закладывать практические предложения.

ВОПРОС. Какими путями пойдет демократизация АН СССР?

МАРЧУК. Первое - это выборность директоров институтов. Они будут выбираться с учетом общественного мнения коллектива института общим собранием отделений.

Затем мы демократизируем выборы и формирование ученых советов института. Считаем, что ученые советы будут избираться тайным голосованием.

Мы пришли к выводу о необходимости периодической выборности руководителей всех уровней, всех должностных лиц в институте.

ВОПРОС. В течение многих лет в нашей науке существовал плодотворный, но непризнанный пласт ученых. Яркий пример тому - случай с "неизбранием в академики" профессора Илизарова, судьбы многих прогрессивных педагогов, врачей, изобретателей. Что предпринимает Академия наук, чтобы подобное не повторилось?

МАРЧУК. Когда имеются различные мнения, трудно сказать, какое из них наиболее объективно. И лишь время даст возможность установить истину. Но тем не менее такие случаи бывают: когда борются застой и прогресс, новые идеи и установившиеся традиции, т. е., когда появляются новые идеи, - они не воспринимаются теми людьми, которые достаточно прочно стоят на своих позициях. Тогда, естественно, возникает протест.

Та перестройка, которая происходит в Академии наук, именно для того и делается, чтобы как можно меньше мы были подвержены подобным конфликтным ситуациям и дали бы выход молодым прогрессивным силам независимо от установившихся тенденций, теорий.

Что касается конкретно Илизарова, Федорова, еще нескольких очень талантливых медиков, которых я глубоко уважаю, то у меня однозначно положительное отношение к ним. И я их поддерживаю так, как и большинство членов Академии.

Однако в нашей Академии есть другие суждения. И вот в борьбе идей рождается истина и начинает доминировать то прогрессивное, которое неумолимо идет в жизнь.

Академик Федоров тоже был подвержен критике, даже обструкциям, но тем не менее Академия наук в этом году за выдающиеся работы присудила ему высшую премию АН СССР "Золотую медаль М. В. Ломоносова".

ВОПРОС. Не могли бы вы прокомментировать значение работы Международной комиссии ООН "Окружающая среда и развитие"?

САГДЕЕВ. В интересах всех стран - внимательно отнестись к результатам этого анализа, подумать, как можно помочь и развивающимся странам, и самим себе. Ведь многие из этих изменений уже сегодня носят глобальный характер и, может быть, лет через 30 - 40 приведут к катастрофическим последствиям, как, например, модификация климата на Земле.

АН СССР вместе с научными организациями разных стран готовится к принятию крупной программы по изучению глобальных изменений на Земле, грозящих будущим поколениям человечества.

ВОПРОС. Известно, что в Советском Союзе существует широкомасштабная программа по применению атомной анергии. Но в одной из украинских газет были опубликованы два письма-протеста против строительства в густонаселенных районах атомных реакторов. Как учитываются эти мнения?

МАРЧУК. Оценки показывают, что нам нужна ядерная энергетика, несмотря на то что в стране есть большие запасы угля, природного газа, нефти. Мы считаем, что должны достигнуть такого уровня использования ядерной энергии, каков сегодня в США. Но главная проблема - сделать атомные реакторы существенно более надежными, безопасными, исключить всякую возможность повторения такой ситуации, которая была в Чернобыле. Это приводит к некоторой задержке в программе.

О размещении таких реакторов. Действительно, была большая критика того, как, в каких зонах размещались наши реакторы. Это рассматривалось на всех уровнях. Сейчас требования к размещению атомных реакторов, к учету всех возможных факторов (населения, окружающей среды, близости больших городов, источников водоснабжения) принимаются во внимание очень серьезно. Поэтому многие места, где планировалось сооружение реакторов, пересматриваются.

ВОПРОС. Не безопаснее ли строить подземные атомные станции?

ВЕЛИХОВ. Вопрос этот постоянно поднимается. Следует отметить, что тогда атомные реакторы надо так глубоко закопать в землю, чтобы - если уж что произойдет - ничего оттуда не вырвалось. При этом надо, чтобы и окружающие воды тоже не были подвержены заражению. Это может обойтись слишком дорого.

Надо отметить и еще одну вещь: если атомные реакторы сделать совсем дорогими, то они никому не будут нужны, тогда уж лучше сжигать газ. Более правильным является вопрос о повышении безопасности атомных станций.

ВОПРОС. Чем сейчас занимается академик А. Сахаров?

ВЕЛИХОВ. Академик Сахаров проявил интерес к ряду научных вопросов: к физике элементарных частиц, термоядерному управляемому синтезу, вопросам контроля над ядерными вооружениями. Он принимал участие, и не раз, в различного рода международных форумах по контролю. Несколько раз мы встречались в рамках заседаний Комитета советских ученых против ядерной угрозы, обсуждая эти проблемы. А три дня назад вместе с академиками Гольданским и Сагдеевым Сахаров участвовал в ежегодной встрече советских и американских ученых в Вильнюсе, где обсуждались проблемы взаимной безопасности и контроля над вооружениями. Так что в этой области он работает активно. Он также ведет плодотворную деятельность в области управляемого термоядерного синтеза. А своей непосредственной работой академик Сахаров занимается в Физическом институте АН СССР.

ВОПРОС. Можно ли использовать в мирных целях ядерные заряды боеголовок ракет среднего радиуса действия и оперативно-тактических ракет?

ГОЛЬДАНСКИЙ. Эти ракеты - небольшая часть от всего того запаса ядерного взрывчатого вещества, который может быть передан для использования в мирных целях. С точки зрения технической - это вполне разрешимая проблема. И уран-235, и плутоний, содержащиеся в боеголовках, могут сжигаться в реакторах обычного типа как ядерное горючее. Ядерного вещества от 50 тыс. боеголовок хватит на 2 - 3 года работы всех реакторов в мире.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно