Примерное время чтения: 7 минут
130

ДИАЛОГ СССР И США ПО ВОПРОСАМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. "Улица с двусторонним движением"

"В газетных сообщениях о переговорах между представителями СССР и США нередко упоминается, что стороны, в частности, обсуждали "гуманитарные проблемы". Что это за проблемы, как они обсуждаются? Не превращаются ли переговоры в нагромождение американцами обвинений в наш адрес, как это было, например, во время телемоста по правам человека? У нас ведь, наверное, тоже есть что им сказать", - пишет в редакцию "АиФ" лектор из Воронежа В. Пушкарев.

На вопросы читателей отвечает и. о. начальника Управления по гуманитарным и культурным связям МИД СССР А. ГЛУХОВ.

КОРР. Алексей Ильич, как проходят переговоры с США по гуманитарным проблемам?

ГЛУХОВ. Некоторые люди почему-то считают, что идет "игра в одни (предполагается - наши) ворота". Тем самым заранее подразумевается некая "ущербность" нашей позиции в этой области.

Необходимо внести ясность: прежде всего такого рода обсуждения ведутся на добровольной, взаимной основе. Собственно, на иное и нет юридически обязывающей базы, поскольку США не ратифицировали международные пакты о правах человека, составляющие основу Билля о правах, и тем самым на США не распространяется система отчетности по гуманитарным делам, существующая в органах ООН. Советский Союз же активно участвует во всей гуманитарной деятельности ООН на основе добровольно взятых на себя обязательств.

Американская сторона издавна вела кампании в защиту прав человека прежде всего "на публику", в явно конфронтационном духе. Откровенно говоря, застойные явления прошлых лет вынуждали нас к столь же резкому тону либо к уходу в оборону. Это, ясно, не соответствовало интересам советско-американского диалога, не способствовало решению самих гуманитарных дел.

Курс СССР на демократизацию, гласность, поворот к гуманитарному международному сотрудничеству позволяют нам изменить прежний тон дискуссий. Мы более не уходим от разговора на "неудобные" темы и в свою очередь, опираясь на факты, выражаем озабоченность состоянием прав человека в США.

Недаром государственный секретарь США Дж. Шульц в сентябре с. г. после очередной встречи с Э. А, Шеварднадзе в Вашингтоне признал, что гуманитарные вопросы - это "улица с двусторонним движением".

КОРР. А как проходило обсуждение этих вопросов я октябре в Москве с заместителем госсекретаря США Р. Шифтером?

ГЛУХОВ. Беседы прошли довольно корректно, без ненужной полемики, хотя стороны от деликатных проблем не уклонялись. Вот характерный штрих разговора: в один момент уточнение по постановленному Р. Шифтером вопросу было получено тут же по телефону от компетентных лиц, в другом случае мы извинились за ранее переданную неточную информацию (неточность была связана с тем, что речь шла об однофамильцах).

КОРР. Какие вопросы затрагивались с нашей стороны?

ГЛУХОВ. Их было много. Например, мы выразили глубокую озабоченность распространенной в США негуманной практикой, когда несовершеннолетние граждане, совершившие уголовное преступление, приговаривались к смертной казни. Мы передали Р. Шифтеру соответствующий список, и он его принял и обещал рассмотреть. Более того, не исключено, что не без нашей "подачи" этот вопрос будет вынесен на изучение Верховным судом США.

Еще один объект нашей озабоченности: преследования людей за политические убеждения, расправы над участниками антивоенных демонстраций в США. Причем есть случаи, когда люди за это получают по 18 лет тюремного заключения. Р. Шифтер дал пояснения.

Поскольку заместитель госсекретаря США интересовался, как у нас проходит амнистия, объявленная по случаю 70-й годовщины Октябрьской революции, мы в свою, очередь спросили, не предполагают ли и в США пойти по этому же пути в ознаменование 200- летия конституции страны, тем более что, по признанию самих американцев, тюрьмы у них переполнены и многие заключенные содержатся в тяжелых условиях. Р. Шифтер пояснил, что за всю историю США амнистий не было, но, мол, заключенные могут быть помилованы или освобождены условно.

Наверное, читателям "АиФ" небезынтересно, что американцы более не уклоняются и от обсуждения положения в социально-экономической области в США. Понятно, тут у них позиции ненадежные: массовая безработица, бездомность, расовая дискриминация и т. п. Интересна их "система защиты": правительство США отвечает-де только за те права людей, которые защитимы через судебную систему, а, мол, социально-экономические права - это всего лишь "цели правительственной политики". Иными словами, это признание того, что обеспечение таких прав правительством США не гарантируется.

КОРР. А какие проблемы поднимались представителями США?

ГЛУХОВ. Конечно же, дискуссия была взаимной. Основная забота заместителя госсекретаря (он этого и не скрывал) состояла в том, чтобы выяснить, как обстоит дело с выездами советских граждан в другие страны, причем не только, да и не столько в США.

Нами была дана как общая картина, складывающаяся в этом году (19,5 тыс. человек уже получили разрешения на выезд, и 7,5 тыс. заявлений рассматривается), так и предоставлены ответы по конкретным лицам, интересовавшим Р. Шифтера.

Мы не скрывали, что есть случаи отказа в выезде по соображениям секретности, однако на фактах показали, что и здесь происходит движение, причем пересматриваются в том числе и дела тех, о ком правительство США особо печется.

Нереально, однако, рассчитывать сегодня на полную отмену правил секретности, если трезво взглянуть на международную обстановку.

КОРР. Би-би-си цитировала израильских представителей, которые-де заявляли, будто американцам даны заверения, что до конца года из СССР сможет уехать около 12 тыс. лиц еврейской национальности. Что можно сказать по этому поводу?

ГЛУХОВ. Могу лишь повторить со ссылкой на ОВИР, что там сейчас изучается около 7,5 тыс. дел. Точной разбивки по национальному признаку у меня нет. Сколько уедут до конца года, вообще трудно сказать, поскольку есть не один десяток случаев, когда, уже имея на руках визу, люди не торопятся с отъездом. Думается, главная тому причина - улучшение социального климата в нашей стране под воздействием перестройки, гласности и демократизации.

Кстати, американцев начинает уже беспокоить перспектива, когда этот источник их вопросов к нам иссякнет.

КОРР. Однако было бы, наверное, преждевременно считать, что у нас в стране уже наведен полный порядок во всех сферах, относящихся к правам людей?

ГЛУХОВ. Расчистка завалов ведется довольно энергично, хотя и не во всем равномерно. Укажу лишь основные моменты, сказывающиеся на атмосфере в гуманитарной области: упорядочена практика въезда и выезда, спорные случаи может рассматривать комиссия Президиума Верховного Совета СССР. Помилование и амнистия, работа по реализации которой продлится до конца года, дают возможность проявить милосердный подход и непредвзятость к целому ряду категорий осужденных, в том числе к тем, кого на Западе считают политическими. - Принято решение об улучшении психиатрической помощи, которое сейчас в стадии реализации.

С 1 января вступит в силу Закон о порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан. Пересматривается уголовное законодательство в духе, соответствующем ленинским традициям гуманности и демократизма. Различными способами улучшается прямая и обратная связь между властями и населением.

КОРР. Как в США относятся к предложению СССР о созыве в Москве международной конференции по гуманитарным вопросам?

ГЛУХОВ. Американская позиция не дает пока оснований для большого оптимизма. США выдвигают условия нам, как к будущему организатору, не давая принципиального согласия на проведение конференции.

Мы же со всем основанием и достоинством говорим, что имеем такое же право на проведение конференции, как и все другие участники общеевропейского процесса. Никаких привилегий для себя мы не выторговываем. Заранее предлагаем нацелить ее работу на достижение конкретных результатов в гуманитарном сотрудничестве.

Единственное, что мы отвергаем, - это проявление политической предвзятости в отношении нашей страны.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно