В СОВРЕМЕННОМ сложном, противоречивом и взаимозависимом мире проблема прав человека приобретает все более актуальное значение.
СССР, как известно, выдвинул концепцию всеобъемлющей международной безопасности, одной из принципиальных основ которой должно стать сотрудничество в гуманитарной области, расширение - при уважении законов каждой страны - международного сотрудничества в осуществлении политических, социальных и яичных прав человека.
К сожалению, проблема сотрудничества в области прав человека далеко не свободна от мелкого политиканства, затрудняющего, а подчас делающего невозможным реальные сдвиги. Страны Запада, в первую очередь США, на словах проявляя заботу о соблюдении прав человека (заметим - где угодно, но не у себя дома), на деле создают непроходимые завалы, нагнетают конфронтацию.
Прекрасно понимая слабость многих своих позиций, США на международных форумах и в пропаганде стремятся навязать такой тон дискуссий, который не оставлял бы места спокойному поиску взвешенных решений и заморозил бы обсуждение на уровне перебранки и обмена аргументами "сам такой".
ПОЗИЦИЯ СССР
10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. За проект документа проголосовало 48 государств, СССР и еще 7 стран воздержались. Депо в том, что проект, несмотря на настояния Советского Союза, ограничился лишь перечислением основных прав и свобод и не содержал положений об их материальном и законодательном обеспечении. Кроме того, статьи о свободе убеждений, информации и собраний допускали возможность ведения фашистской пропаганды и деятельности фашистских организаций.
Но, несмотря на эти недостатки, Декларация дала толчок к разработке конкретной основы для международного сотрудничества. Такой основой стали Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, принятые Генассамблеей ООН в 1966 г. После присоединения к ним необходимого количества государств пакты в 1976 г. вступили в силу.
Пакты, в отличие от Декларации, содержат статьи о праве народов на самоопределение и налагают на участвующие в них государства конкретные обязательства по соблюдению и уважению прав и свобод личности. Пакты предусматривают необходимые механизмы контроля за их соблюдением - рассмотрение сообщений правительств о выполнении статей пактов.
СССР ратифицировал оба пакта в 1973 г., и практика их выполнения Советским Союзом пользуется в ООН высокой оценкой. Сейчас участниками Пакта об экономических, социальных и культурных правах являются 88 государств, а Пакта о гражданских и политических правах - 84.
ПОЗИЦИЯ США
Щедрые на пропагандистские выклики и гневные тирады по поводу "нарушений" прав человека в социалистических странах, американские власти оказались крайне скупы на конкретные действия по налаживанию международного сотрудничества. Лишь в 1977 г. президент Картер подписал пакты, но до их ратификации дело так и не дошло. И вообще американская администрация оказалась не готова к тому, чтобы предоставить международному сообществу возможность контроля за соблюдением прав человека в США.
Из 20 международных соглашений по правам человека, выработанных под эгидой ООН, США не участвуют в 16. Среди них соглашения, являющиеся, по общепринятой в ООН оценке, основополагающими международно-правовыми актами, имеющими особо важное значение: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, два вышеупомянутых пакта о правах человека, Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
Дело не только в нежелании Соединенных Штатов сотрудничать и неприятии ими прогрессивной роли ООН. Главная причина обструкции США заключается в том, что в капиталистическом обществе просто немыслимы какие-либо гарантии равноправия в социально-экономической сфере.
И даже ратифицированные Соединенными Штатами некоторые международные соглашения (фактор сам по себе положительный), например в области запрета рабства, статуса беженцев, политических прав женщин, не выполняются.
* По сообщению журнала "Ю. С ньюс энд Уорлд рипорт", в США существует целый невольничий рынок - 1,5 млн. безземельных батраков, в основном негров, кочующих с семьями по Атлантическому побережью. В начале 80-х годов 20 человек были официально обвинены в рабовладении.
* Женщины составляют лишь 17% членов городских советов и 2% сената США.
* Что касается иммиграционной политики, то, вопреки закону от 1980 г., США на деле признают статус беженцев лишь за выходцами из социалистических стран. В 1984 г. власти не пустили в страну 46 беженцев из Чили, большая часть из эмигрировавших с Кубы в 1980 г. "марьелитос" до сих пор сидит по тюрьмам без малейших на то законных оснований.
Это факты, от которых невозможно уйти.
Здесь необходимо подчеркнуть, что соблюдение прав человека в США - это дело самих американцев. Никто в СССР не собирается навязывать Соединенным Штатам наше понимание и нашу модель прав человека. Но никто и не собирается брать уроки гуманизма у правительства, чьи полицейские бросили зажигательную бомбу в дом религиозно-философской секты, спалив при этом целый жилой квартал, и сожгли заживо 11 человек, включая четырех детей.
Для нас неприемлемы лекции о любви к ближнему, доносящиеся из страны, где официально насчитывается 2 млн. (по другим данным, 3 млн.) бездомных, а некоторые муниципалитеты в качестве способа решения проблемы бездомных предлагают посыпать крысиным ядом мусорные баки.
Мы не можем принять "заботу" о наших правах со стороны государства, где официально насчитывается 20 млн. человек, голодающих "по крайней мере два дня в месяц".
РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ ОБЩИМИ УСИЛИЯМИ
И тем не менее СССР готов к тому, чтобы обсуждать и совместно решать проблемы прав человека, так как это - единственный путь, ведущий из тупика конфронтации. Советский Союз не раз демонстрировал свою готовность к сотрудничеству на любом уровне - международном, региональном и двустороннем.
Так, СССР предложил созвать в Москве представительную конференцию стран - участников европейского процесса с целью обсудить и принять конкретные решения для улучшения сотрудничества в гуманитарной области. СССР объявил, что готов руководствоваться положениями документа, выработанного общеевропейским совещанием экспертов в Берне по контактам между людьми, - документа, который обструкционистская позиция США не позволила превратить в официально оформленную договоренность, - в отношениях с теми государствами, которые пожелают договориться об этом.
Столь же открыта наша страна для обсуждения и решения в гуманном и позитивном духе вопросов прав человека, возникающих в двусторонних отношениях (воссоединение семей, заключение браков, случаи двойного гражданства и т. д.).
Социализм обеспечивает трудящимся истинные личные свободы, - широкие социально-экономические и политические права. Январский Пленум ЦК КПСС наглядно подтвердил, что происходящий у нас в стране процесс углубления демократии необратим. Решения Пленума еще более поднимают авторитет Советского Союза как социалистического государства, борющегося за оздоровление и демократизацию всей системы международных отношений, в том числе и в области прав человека.