Мы относимся к категории служащих, у которых ненормированный рабочий день. По роду деятельности нам часто приходится задерживаться на работе, поэтому мы считаем, что это дает нам право приходить позже на работу. Однако администрация не позволяет нам этого. Не могли бы вы объяснить, что же все-таки означает "ненормированный рабочий день"?
В. Катаев, Днепропетровск; И. Макин, Свердловск
На вопрос отвечает ведущий экономист Госкомтруда СССР О. МАКАРОВА.
СУДЯ ПО РАССУЖДЕНИЯМ читателей, они путают ненормированный рабочий день с гибким графиком работы. Ненормированный рабочий день - это особое условие труда, установленное законодательством для ограниченного круга работников. Оно состоит в том, что в случае производственной необходимости они должны в отдельные Дни выполнять по предложению администрации или собственной инициативе работу во внеурочное время (сверх общеустановленной продолжительности рабочего времени), которая, однако, не считается сверхурочной.
Таким образом, на работников с ненормированным рабочим днем распространяются правила, определяющие время начала и окончания работы, порядок учета рабочего времени на данном предприятии и учреждении, время перерывов для отдыха и обеда. Такие работники на общих основаниях освобождаются от работы в выходные и праздничные дни.
Условия ненормированного рабочего дня отличаются от нормированного тем, что продолжительность труда сверх установленного законодательством времени ограничена не количеством часов, а кругом обязанностей работника, объемом его работы.
Ненормированный рабочий день на предприятиях и в учреждениях допускается для руководителей, специалистов и технических исполнителей, ежедневная продолжительность работы которых по характеру их деятельности не всегда может быть ограничена нормальным рабочим временем; для лиц, рабочее время которых в связи с особенностями организации их труда не поддастся точному учету. Например, ненормированный рабочий день применяется для работников концертных организаций, музыкальных и танцевальных коллективов; для работников торговых ларьков, киосков, палаток (если торговля производится одним продавцом).
В качестве компенсации за нагрузку и работу во внеурочное время в соответствии с перечнем работников с ненормированным рабочим днем, утвержденным министерствами и ведомствами по согласованию с отраслевыми ЦК профсоюзов, может быть предоставлен дополнительный отпуск до 12 рабочих дней (на практике, как правило, он устанавливается от 6 до 12 дней). При этом должны учитываться характер и степень напряженности труда, объем работы, периодичность выполнения служебных заданий во внеурочное время.
Работники научно-исследовательских, учебных и культурно- просветительных учреждений, которым установлены удлиненные очередные отпуска, правом на дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день не пользуются. Такой отпуск не предоставляется лицам, работающим на условиях неполного рабочего дня, поскольку к внеурочной работе они не привлекаются и им устанавливается неполный объем работы по занимаемой должности. Исключение составляют лица, работающие на условиях неполной рабочей недели, но с полным рабочим днем, например, женщины, имеющие малолетних детей. Продолжительность дополнительного отпуска в этом случае за работу с ненормированным рабочим днем устанавливается администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом с учетом степени напряженности труда и занятости во внеурочное время.
* * *
Расскажите о высшем воинском звании - генералиссимус.
А. Индуатов, Семипалатинск
СЛЕДУЕТ сразу же сказать, что в присвоении этого высшего воинского звания есть много субъективного. Даже в России одним присвоено это звание вполне заслуженно, как это было, например, с А. В. Суворовым (1799 г.), другим - отнюдь не за военные подвиги.
Первым русским генералиссимусом был боярин Алексей Семенович Шеин. Во время 2-го Азовского похода (1696 г.) он успешно командовал сухопутными войсками, за что Петр I присвоил ему высшее воинское звание. И это несмотря на то, что звание генералиссимуса в русской армии было узаконено Петром I в воинском уставе 1716 г.
Вторым русским военачальником, получившим это звание, стал Александр Данилович Меншиков. Во время Северной войны (1700 - 1721 гг.) он неоднократно отличался в боях со шведами. После Полтавской битвы Петр I произвел его в фельдмаршалы, а в 1727 г. император Петр II (внук Петра I) присвоил ему чин генералиссимуса.
В 1740 г. обладателем высшего воинского звания стал Антон Ульрих Брауншвейгский, хотя, по оценкам историков, никаких особых воинских заслуг у него не было.
В других странах насчитывается свыше 50 генералиссимусов. И там в присвоении этого звания немало субъективного. В XX в. это звание имели многие царствующие особы, военачальники. Среди них Шефкет-паша (Турция), Ж. Жоффр и Ф. Фош (Франция), Юань Шикай, Тан Цзияо, Чан Кайши, Чжан Цзолинь, Сунь Ятсен (Китай), Р. Трухильо (Доминиканская Республика), Ф. Франко (Испания). В XVI в. их было 3 человека, в XVII в. - 17, в XVIII в. - 17, в XIX в. - 27.
В нашей современной истории это звание было присвоено И. В. Сталину.
Подробный список генералиссимусов опубликован в "Военно- историческом журнале" (N 11 за 1987 г.), откуда мы и взяли эту информацию.
* * *
С какими государствами СССР не поддерживает дипломатических отношений и почему?
Е. Климова, Краснодар, и др.
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СССР имеет дипломатические отношения со 134 государствами мира. Причины отсутствия дипломатических отношений между СССР и рядом государств различны.
Так, Советский Союз не устанавливал дипломатических отношений с такими странами, как Гаити, Гондурас, Сальвадор, Парагвай, правительства которых проводят проимпериалистический, внешнеполитический курс, осуществляют реакционную, антинародную внутреннюю политику.
Не поддерживает СССР отношения с расистским режимом ЮАР. Не признаны Советским Союзом Тайвань и Южная Корея.
Причиной последовавшего в 1967 г. разрыва дипломатических отношений с Израилем явилась агрессивная политика его правительства в отношении арабских стран, грубое нарушение им решений Совета Безопасности ООН по арабо- израильскому конфликту.
Дипломатические отношения СССР с Чили были разорваны в 1973 г., после прихода к власти в этой стране фашистской диктатуры Пиночета.
Установление дипломатических отношений с рядом государств, относящихся в принципе благожелательно к развитию связей с СССР, сдерживается их зависимостью от внешнего, главным образом американского влияния, давлением на их правительства со стороны правых внутренних сил. Так, пока не установлены такие отношения с признанными Советским Союзом в 1971 г. Бахрейном и Катаром.
В тех государствах, с которыми Советским Союзом разорваны дипломатические отношения, интересы нашей страны по просьбе Советского правительства представляют посольства третьих стран. Так, в Израиле эти функции выполняет посольство Финляндии, в Чили - посольство Индии.
В некоторых странах, с которыми установлены дипломатические отношения, СССР не имеет дипломатических представительств по ряду причин политического характера. К этим странам относятся Албания, Саудовская Аравия, Гватемала, Доминиканская Республика.
Отсутствие в стране посольства СССР не исключает в некоторых случаях поддержания с ее представителями контактов на международной арене, в частности в ООН, сохранения в какой-то форме экономических связей, иногда через третьи страны, обмена по линии общественных или религиозных организаций и т. п. Подобные контакты существуют, например, с Саудовской Аравией, Израилем, некоторыми другими государствами.
Отзыв советского посла из той или иной страны означает не разрыв дипломатических отношений, а лишь снижение уровня дипломатического представительства, например, в ответ на недружественные акции со стороны властей в отношении нашего государства.
В ряде малых стран, с которыми Советский Союз имеет невысокий уровень межгосударственных политических и экономических отношений, практикуется такая форма Дипломатического представительства, как аккредитование советских послов по совместительству. Так, посол СССР в Сенегале назначен по совместительству послом в Гамбии; посол в Австралии - в Вануату, Фиджи, Папуа - Новой Гвинее; посол в Шри-Ланке - на Коморских островах; посол в Венесуэле - в Тринидаде и Тобаго.
Б. ИГНАТЬЕВ
* * *
Каково положение в НДРЙ сейчас, после январских событий 1986 г.?
А. Мосалев, Киев
На вопрос читателя отвечает заведующий отделом арабских стран Института востоковедения АН СССР доктор исторических наук В. НАУМКИН.
ЯНВАРСКИЕ события 1986 г. имели тяжелые последствия для страны и Йеменской социалистической партии. В результате кровавой междоусобицы около 4 тыс. человек погибло, несколько тысяч из числа тех, кто выступал на стороне бывшего главы партии и государства А. Н. Мухаммеда, вместе с ним бежали за границу. Перед новым руководством встали сложные задачи восстановления экономики партии, общественных организаций, преодоления раскола. Решение экономических проблем было затруднено кризисными явлениями в этой сфере, в том числе накоплением долговых обязательств. Трудности страны усугублялись уменьшением внешней помощи, от которой страна очень сильно зависит, снижением объема валютных поступлений от южнойеменцев, работающих за рубежом. В частности, объем этих поступлений сократился примерно с 450 млн. долл. в 1982 г. до 300 млн. в 1986 г. События обострили отношения НДРЙ с рядом аравийских государств.
Уже в первые месяцы после январских событий новому руководству удалось стабилизировать обстановку в столице и в провинциях. Были проведены партийные конференции в провинциях, полностью восстановлены партийные организации и партийные комитеты, общественные организации. В октябре 1986 г. состоялись выборы в Верховный народный совет и местные советы, в которых приняло участие 89% избирателей.
Особенно трудным было преодоление последствий раскола. Уже в конце марта 1986 г. был издан указ о всеобщей амнистии для всех сторонников А. Н. Мухаммеда, за исключением 48 главных организаторов событий и тех, кто уже был предан суду. С того времени сотни бежавших за рубеж людей, многие из которых были обмануты враждебной пропагандой, вернулись на родину. Некоторые из них заняли ответственные должности в государственном аппарате.
В партии ведется активная работа по изучению причин междоусобицы с целью не допустить повторения подобных событий в будущем. Был подготовлен аналитический критический документ, который после широкого обсуждения представлен на рассмотрение общепартийной конференции ЙСП, открывшейся 20 июня 1987 г. Документ был единогласно принят делегатами конференции. Был обновлен состав ЦК ЙСП за счет принципиальных, хорошо зарекомендовавших себя в работе членов партии, в большинстве своем - молодых.
Откровенное критическое рассмотрение прошлого опыта имело большое значение для демократизации партийной жизни в ИСП. Состоявшийся в конце сентября пленум ЦК ЙСП рассмотрел кадровый вопрос, его решения послужили дальнейшему совершенствованию кадровой политики партии, утверждению подхода к подбору и расстановке кадров на основе их деловых, политических и моральных качеств.
Большое место на конференции занимало обсуждение вопросов развития экономики. При составлении и обсуждении нового плана развития народного хозяйства были учтены задачи преодоления кризисных, застойных явлений. Большие надежды возлагает южнойеменское руководство на обнаруженные в провинции Шабва с помощью советских геологов запасы нефти.
Постепенно были нормализованы отношения НДРЙ с соседними государствами. Особое значение имело восстановление традиционных братских отношений с ЙАР, в которых важной вехой явился визит Генерального секретаря ЦК ЙСП А. С. аль-Бейда в эту страну в июле прошлого года.
Не стоит, однако, считать, что все идет гладко. Экономическое положение страны все еще остается тяжелым. За рубежом сконцентрировались немалые силы контрреволюции. В первые месяцы после событий, как признавалось, были допущены некоторые ошибки при реорганизации партийных органов. Однако серьезность, принципиальность, энтузиазм и самокритичность, с которыми партийно-государственное руководство подходит к решению всех проблем, внушают оптимизм.
Этому способствует и поступательное развитие отношений дружбы и сотрудничества между КПСС и ЙСП, СССР и НДРЙ.
* * *
Будет ли опубликован проект нового Закона о пенсиях для всенародного обсуждения и когда? Какова его главная задача?
А. Емельянов, Рига.
СОГЛАСНО принятому постановлению Совета Министров СССР, проект нового Закона о пенсиях должен быть представлен на рассмотрение правительства СССР в первом полугодии 1988 г. После этого он будет опубликован для всенародного обсуждения с целью корректировки и доработки его с учетом общественного мнения. Основная цель нового Закона - улучшить материальное положение пенсионеров, выработать такую систему начисления пенсии, которая бы во всей полноте отражала трудовой вклад человека в общественное производство. С учетом этого предлагается, например, вносить в трудовую книжку работающего сведения о полном заработке за каждый год работы и из расчета суммарного заработка за все проработанные им годы исчислять размер пенсии. Это будет способствовать стремлению человека к трудовой активности, повышению квалификации и профессионального мастерства.