Для каких целей мы готовим зарубежных космонавтов? Есть ли в этом необходимость? Какую пользу это приносит нашей стране?
П. Терентьев, г. Печора;
М. Корочкин, Кустанай
На этот вопрос мы попросили ответить начальника Центра подготовки космонавтов летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза В. А. ШАТАЛОВА.
ПРЕЖДЕ ВСЕГО мы готовим зарубежных космонавтов для выполнения совместных программ в космосе, в которых заинтересованы многие страны. Они предоставляют свою научную аппаратуру и выделяют своих представителей, которые называются космонавты- исследователи.
Те приглашения, которые сегодня у нас есть, являются плодом длительных переговоров наших ученых, конструкторов, специалистов с учеными зарубежных стран. И, как правило, для такой работы используется достаточно серьезное, интересное оборудование.
Принятие в апреле 1967 г. программы "Интеркосмос" открыло качественно новый этап в развитии сотрудничества социалистических стран в изучении и освоении космического пространства - переход от наземных наблюдений за спутниками к совместным исследованиям непосредственно в космическом пространстве.
Сотрудничество по программе "Интеркосмос" включает широкий спектр совместных работ: от лабораторных исследований и создания научной аппаратуры и служебных систем для спутников и других космических аппаратов до полетов в космос интернациональных экипажей.
С каждым годом создавались все более сложные приборы, ставились все более интересные, комплексные эксперименты, накапливался опыт совместных космических исследований.
В странах - участницах сотрудничества сложились и выросли коллективы исследователей, способные самостоятельно решать серьезные задачи по изучению и освоению космического пространства и использованию полученных результатов в интересах народного хозяйства своих стран.
На борту ряда космических аппаратов - спутников "Космос", "Метеор", автоматических станций "Прогноз", "Венера", "Вега", космических кораблей "Союз", орбитальных станций "Салют". "Мир" - успешно работали и работают приборы, разработанные зарубежными специалистами.
Крупнейшим этапом в развитии программы "Интеркосмос" и космонавтики в целом стали осуществленные в 1978 - 1981 гг. полеты девяти международных экипажей, в состав которых вошли космонавты всех социалистических стран - участниц сотрудничества.
Сейчас мы уже идем дальше, как бы по второму кругу. Просьбы для участия в совместных полетах и исследованиях большей частью исходят от зарубежных партнеров. Каждый излагает свои цели, а мы оцениваем все эти предложения, принимаем соответствующие практические шаги для их осуществления.
Существует договоренность между СССР и Афганистаном о совместном полете. В настоящее время мы готовим болгарский экипаж, есть договоренность с Австрией о совместном полете, а также готовим французский экипаж к более длительному совместному полету, который предоставляет большие возможности для работы внутри станции с использованием аппаратуры обеих стран, установленной на станции "Мир". Программа обширная. Планируется провести ряд исследований вне станции, в открытом космосе, они будут монтировать некоторые конструкции для исследований. Кроме этого, наши зарубежные партнеры заинтересованы в получении опыта для дальнейших самостоятельных космических исследований. Дело в том, что Европейским космическим сообществом готовится программа, предусматривающая выведение на орбиту корабля "Гермес" с помощью французской ракеты-носителя "Ариан-5", что откроет новые горизонты для полетов в космос. Французские специалисты не теряют времени и уже сейчас настойчиво готовятся к исследованиям и будущим стартам на нашей базе.
В этом мы видим положительный опыт сотрудничества и помогаем французским коллегам осваивать космические дела. У нас Жан-Лу Кретьен и Мишель Тонини перенимают опыт в организации подготовки к полетам, освоении теоретических, практических, медицинских знаний и т. д.
Ведутся и другие переговоры с заинтересованными странами о космических полетах. Мы глубоко убеждены, что космос должен служить народам всей планеты. То, что будет получено в экспериментах, должно быть достоянием всех стран, мы в этом заинтересованы.
СССР идет на контакты в освоении космоса со всеми странами. При этом мы получаем аппаратуру для совместных исследований, которой у нас нет. У нас же есть свои достижения, которых нет у других стран. Таким образом, объединяя усилия, можно гораздо быстрее продвинуться вперед.
Существует еще целый ряд взаимовыгодных контактов, которые могут дать хорошие совместные результаты. Кстати, результаты экспериментов, полученные в космосе, часто бывают не мене значимы, чем валюта, и дают в конечном счете большую пользу как для нашей страны, так и для всех заинтересованных партнеров. Думаю, что такой подход к освоению космического пространства и развитию взаимных контактов оправдан.
Записал Н. ПОПАДЬИН
* * *
На каком основании на советских военных учениях в Белоруссии присутствовали американские инспекторы? Направлялись ли советские инспекционные группы на маневры стран НАТО?
Н. Парий, Киев
ПОЛОЖЕНИЯ, выработанные в ходе стокгольмском Конференции по мерам укрепления доверия, безопасности и разоружению в Европе ("Документ стокгольмской Конференции", 1986 г.), устанавливают право любого государства-участника без задержки осуществлять инспекцию на территории любого другого государства-участника, проводящего военную деятельность в зоне применения мер укрепления доверия и безопасности.
Для этого инспектирующая сторона направляет запрос на проведение инспекции с указанием конкретного района на территории другого государства и причин такого запроса. Инспекция может осуществляться на протяжении 48 часов, и в течение этого времени представителям инспектирующего государства разрешен доступ, въезд и беспрепятственное обследование военных и других оборонных объектов, за исключением закрытых районов.
На основе положений параграфов 65 и 66 стокгольмского документа поздно вечером 26 августа 1987 г. США передали Советскому Союзу запрос на проведение инспекции войсковых учений Белорусского военного округа. Советская сторона оперативно дала согласие, для инспекционной группы были созданы все условия для работы. Уже 28 августа в 12.45 военнослужащие США прибыли в назначенную ими точку начала инспекции.
Как отмечали позднее зарубежные обозреватели, запрос американской стороны был, очевидно, вызван не столько сомнениями США в действительных масштабах советских учений, сколько стремлением заполучить повод обвинить СССР в нарушении стокгольмских договоренностей, используя это в своих политических целях. Но инспектирующая группа американских военнослужащих не установила в указанном районе никаких нарушений положений стокгольмских договоренностей.
В качестве наблюдателей представители СССР побывали на нескольких учениях, которые проводили в 1987 г. государства Североатлантического союза, - например, на учениях "Сертенстрайк", "Гольденер леве", "Рефорджер-87" (ФРГ), " Экстель-3" (Франция).
На основании соответствующих положений стокгольмской конференции осенью этого года советскими военными инспекторами были проведены инспекции на территории Турции и ФРГ.
* * *
При проведении ядерных взрывов их точная мощность в официальных сообщениях не указывается. Зачем же в таком случае нужны такие сообщения?
Л. Блинова, Муром
ДОГОВОР между СССР и США об ограничении подземных испытаний ядерного оружия, подписанный в Москве 3 июля 1974 г., предусматривает, что начиная с 31 марта 1976 г. ни Советский Союз, ни Соединенные Штаты не будут производить испытания ядерного оружия мощностью свыше 150 килотонн в любом месте, находящемся под их юрисдикцией или контролем. По вине США этот договор так и не ратифицирован, однако в соответствующих односторонних заявлениях (США 31 марта 1976 г., СССР - 2 апреля 1976 г.) стороны фактически обязались соблюдать ранее достигнутую договоренность о непроведении ядерных испытаний мощностью свыше 150 килотонн. При сообщении о проведении ядерных испытаний используются формулировки "до 20 килотонн" и "от 20 до 150 килотонн". Никакими международными соглашениями ни форма подобных сообщений, ни требование давать такие сообщения никогда не оговаривались.
Сообщения о проведении ядерных испытаний делаются, во-первых, в целях укрепления доверия. Они являются оперативным официальным подтверждением тем или иным государством факта проведения ядерных взрывов.
Во-вторых, хотя подобные уведомления ("до 20 килотонн" и "от 20 до 150 килотонн") делаются на основе предварительных данных, даже в таком "приблизительном" виде (для определения реальной мощности требуется определенное время) сообщение свидетельствует о соблюдении государством своих обязательств, принятых по договору.
В-третьих, в публикациях такого рода указывается цель эксперимента. Так, ТАСС всегда сообщает: испытание проведено или для проверки результатов исследований в области физики ядерного взрыва, или для совершенствования военной техники, или же в интересах народного хозяйства. Соединенные Штаты, как правило, о целях своих ядерных испытаний не сообщают.
На вопросы читателей ответил подполковник Ю. СОЛДАТЕНКО
* * *
Кто платит зарплату священнику? Кто и на основании чего устанавливает размер его заработной платы? Какие налоги взимаются?
И. Кржижановская, Москва
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА выплачивается служителю культа тем религиозным объединением, которое он обслуживает. Как правило, между священником и религиозным обществом заключается договор, где определяются конкретная сумма заработной платы и условия работы. В среднем зарплата священника составляет 200 - 250 руб. в месяц, а в отдельных, наиболее крупных церквах может достигать 400 - 500 руб. В то же время в сельских приходах она колеблется в пределах от 100 до 150 руб.
Служители культа отнесены к числу лиц, облагаемых подоходным налогом по ст. 21 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. "О подоходном налоге с населения" с изменениями и дополнениями, внесенными Указами Президиума Верховного Совета СССР от 20 октября 1983 г. и 23 апреля 1987 г. Под эту статью подпадают лица, имеющие доходы от частной практики. Ими могут быть врачи и другие медицинские работники, преподаватели, архитекторы, художники, машинистки, стенографы и иные граждане. Соответственно, эта статья предусматривает и более высокий процент отчислений. Так, например, при заработке в 250 руб. сумма налога составит 78 руб. 45 коп., при 400 руб. - 165 руб. 95 коп.
Исполнительный орган религиозного объединения может повысить зарплату священнику в случае его хорошей работы. Если же он плохо работает, то зарплату могут снизить. Встречаются случаи, когда верующие, недовольные священником по причине либо его недобросовестного отношения к службе, пьянства, скандального характера, либо нарушения с его стороны законодательства о религиозных культах и т. п., идут даже на расторжение договора. Кстати, в нем всегда оговаривается, что при тех или иных нарушениях со стороны священника община вправе расторгнуть договор. В этом случае священник либо самостоятельно, либо через епархиальное управление вынужден искать новое место работы.
Что касается протестантских общин, то там широко распространено бесплатное выполнение тем или другим лицом обязанностей служителя культа, что связано с тем, что выполнение этих обязанностей совмещается ими с работой в государственных учреждениях.
М. ЧЕРНОВ, кандидат философских наук
* * *
Иногда складывается впечатление, что все, имеющие судимости, становятся людьми как бы второго сорта. Это касается, в частности, ребят, отбывавших наказание, - путь в армию для них "заказан"... Почему?
В. Крахмалева, Пятигорск
ПРИЗЫВ на действительную военную службу регламентируется Законом СССР о всеобщей воинской обязанности, принятым 12 октября 1967 г. Однако статья 26 Закона устанавливает, что некоторые категории граждан не подлежат призыву на действительную военную службу. К их числу в первую очередь относятся лица, отбывающие уголовное наказание.
Не подлежат призыву в армию также лица, отбывающие другие наказания, назначаемые на определенный срок, например условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду, ссылку, высылку, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В этом случае орган, исполняющий наказание, уведомляет об этом соответствующий военкомат, что служит основанием не призывать его в армию до того, как будет отбыт срок наказания.
Не подлежат призыву также лица, в отношении которых ведется дознание либо следствие или уголовное дело рассматривается судом.
Как видим, запрещение призывать на действительную военную службу граждан является временным и отпадает по отбытии назначенного наказания.
Многие граждане, отбывшие наказание, в течение определенного срока считаются судимыми. Однако наличие судимости, независимо от характера преступления, числа судимостей, вида или отбытого срока наказания и других обстоятельств, не является основанием освобождения от призыва в армию, если к моменту отбытия наказания гражданин не достиг установленного в Законе возраста. В Законе также указано, что призывники, не призванные по различным причинам в Вооруженные Силы СССР в установленные сроки, призываются на действительную военную службу до достижения ими 27-летнего возраста. В противном случае в мирное время они освобождаются от действительной военной службы и зачисляются в запас.
А. МИХЛИН, доктор юридических наук, профессор
* * *
Слышал, что бывший заместитель министра внутренних дел Чурбанов арестован и по его делу ведется следствие. Правда ли это?
В. Кузнецов, Калинин
Как нам сообщили и Прокуратуре СССР, в настоящее время следствие по делу завершается.
* * *
ПОПРАВКА
В "АиФ" N 46 на с. 8 второй абзац сообщения о брифинге в ГУВД Мосгорисполкома следует читать: "За 7 - 8 ноября в городе не произошло убийств, но зарегистрированы 2 тяжких телесных повреждения, 9 краж личного имущества".