Примерное время чтения: 5 минут
196

В СССР около 300 тыс. людей старше 90 лет. Чтобы жить долго

В "АиФ" N 23 за 1987 г. отмечалось, что по средней продолжительности жизни мы отстаем от развитых стран Запада. Более того, в 70-е годы она у нас даже сократилась, в то время как в большинстве стран увеличилась. В то же время наша страна стоит на одном из первых мест в мире по числу долгожителей. Чем это объясняется?

А. Семинаров, Нижний Тагил

На эти и другие вопросы нашего корреспондента С. Алешина отвечает заведующий сектором этнической экологии Института этнографии, лауреат Государственной премии СССР доктор исторических наук В. И. КОЗЛОВ.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, с 1972 г. продолжительность жизни у нас сокращалась: у женщин она снизилась с 73,6 до 72,6 лет (в 1984 г.), соответственно, у мужчин - с 64,5 лет до 62,4.

Однако за последние два года, как результат начавшейся борьбы с пьянством и алкоголизмом, среднее долголетие возросло до 73,6 лет у женщин и до 65 лет у мужчин.

На сегодняшний день дольше всех в мире живут скандинавы и японцы - до 73 - 74 лет мужчины и до 79 лет женщины. Мы пока отстаем от ряда стран Европы, Азии и Америки, хотя больше всего долгожителей именно у нас. По переписи 1970 г. людей старше 90- летнего возраста у нас было около 300 тыс., из них 19 тыс. - старше 100 лет.

КОРР. Нет ли тут противоречия?

КОЗЛОВ. Нет, поскольку доля наших долгожителей не составляет и одной десятой процента всего населения. К тому же, как выяснилось при тщательном обследовании, и здесь не обошлось без приписок. Дело в том, что почтенный возраст - престижное понятие, и во многих семьях, например, на Кавказе стремятся значительно преувеличить возраст своих старейшин. Даже женщины не отказывают себе в удовольствии прибавить десяток-другой лет. А ведь документы и паспорта там составлялись в свое время со слов...

КОРР. Стало быть, сообщения о старцах возрастом в 150, 160 лет и старше - несостоятельны?

КОЗЛОВ. В книге рекордов Гиннеса, издателей которой не упрекнешь в неприязни к сенсации, упоминается, как рекорд, возраст японца Изуми, дожившего до 119 лет.

Нам во время исследований на Кавказе встретился бывший колхозник Ядигар Киши, возраст которого по специальным методикам был установлен в 125 - 130 лет. Это и есть, пожалуй, на сегодня рекорд долгожительства.

КОРР. Виктор Иванович, вы возглавляли советско-американскую экспедицию на Кавказе по изучению долгожителей. Каковы результаты исследований?

КОЗЛОВ. Мы изучали в основном групповое долгожительство - семьи и группы, в которых этот эффект надежно закреплен. При этом проверялся ряд гипотез, объяснявших долгожительство сельских абхазцев и азербайджанцев.

Среди них - пищевая гипотеза, которая ставит во главу угла особое питание горцев с преобладанием кисломолочных и растительных продуктов, гипотеза замедленного биологического развития, которая связывает долгожительство с более поздним созреванием. Изучались также природно-экологическая, хозяйственно-трудовая и другие гипотезы.

Все они имеют право на существование, но определяющей по существу оказалась социально-психологическая гипотеза, она нашла полное экспериментальное подтверждение. Эта гипотеза объясняет феномен долгожительства наличием комфортной социально-психологической атмосферы для пожилых людей, традиций подчеркнутого уважения к ним.

КОРР. Выходит, традиции помогают долго жить?

КОЗЛОВ. Несомненно. Тщательно разработанный этикет взаимоотношений, обычаи взаимопомощи, крепкие родовые связи оказывают сильное антистрессовое воздействие в драматических ситуациях, например, при смерти близких.

Личное горе человека как бы растворяется в совместной скорби и сочувствии многих родственников. Даже на случай ссоры есть человек, который уладит конфликт.

А посмотрите, с каким подчеркнутым вниманием, с каким уважением относятся к старшим на Кавказе, как высок там статус пожилого человека! И это не случайно - горячим и темпераментным жителям Кавказа необходим спокойный и мудрый аксакал, чей опыт подсказывал наилучшие решения в самых тяжелых жизненных ситуациях. Семьи и популяции с такими старейшинами оказались более стабильными, лучше приспособленными к выживанию. Таким образом, долгожительство закрепилось в наследственных качествах людских коллективов, где уважали и сохраняли пожилых людей.

Это яркий пример того, как высший, социальный уровень развития подчиняет себе биологический! Ведь биология "программирует" все живое на частую смену поколений для успешного приспособления к меняющимся условиям. Человек же как социальный тип может и должен жить значительно дольше репродукционного периода - его знания и опыт будут помогать сородичам.

КОРР. Вытекают ли из этого вывода практические рекомендации для повышения нашего долголетия?

КОЗЛОВ. Что касается индивидуальных рекомендаций, то их немало дано медициной. Это - рациональное питание, личная гигиена, закаливание и своевременное лечение болезней. Не надо, надеюсь, повторять, что сильно сокращают нашу жизнь курение и пьянство, любые излишества. А вот свежий воздух, движения, спорт и обязательный труд продляют ее. Недаром говорится, что ни один ленивец не дожил до старости.

Для долгожителей же характерна высокая плотность социальных контактов, личных связей. Они - непременные участники важных советов, различных общественных движений. В связи с этим хотелось бы отметить неудачную практику городского населения других регионов страны, когда пожилые люди после выхода на пенсию оказываются в социальной изоляции. Связанное с этим сознание своего одиночества, ненужности укорачивает их жизнь. Вот, пожалуй, один из выводов для практических рекомендаций.

А самая ценная практическая мысль в наших исследованиях заключается в том, что при нашем социальном строе, когда изначально заложено отсутствие антагонизма между людьми, можно и нужно создать оптимальный стереотип поведения и общения между собой, который поможет нам достичь жизненного предела, обусловленного генетикой.

Ну а генетики со временем найдут способ удлинить и этот предел.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно