С НОВОГО ГОДА более 60 % промышленной продукции должно быть изготовлено на предприятиях, работающих на полном хозрасчете, а через год все народное хозяйство перейдет на новые условия работы.
Готовы ли мы к этому? Будут ли сложности и проблемы в деятельности трудовых коллективов при хозрасчете?
Безусловно, проблемы будут, потому что многие предприятия еще не готовы к этому шагу и одним махом его не одолеть. Сейчас каждое десятое предприятие в промышленности является убыточным, каждое четвертое - финансово неустойчиво. Сделанный недавно пересчет всех долгов предприятий в народном хозяйстве составил огромную сумму: 35 млрд. руб. Сюда входит задолженность и государству, и друг другу, и т. д.
В тяжелом финансовом положении оказались даже такие предприятия, как заводы "Динамо", им. Владимира Ильича, Новочеркасский электровозный завод. На первых порах государственный банк окажет таким предприятиям кратковременную финансовую помощь, но уже на новых условиях: в данном случае банк будет выступать как партнер предприятий, а не как контролер. Он будет видеть "изнутри", а не со стороны, проблемы неустойчивости предприятия и будет вправе предложить и даже настаивать на смене руководителя, если тот не в состоянии обеспечить безубыточную работу доверенного ему коллектива.
Оплата труда. Работа в режиме самофинансирования, безусловно, скажется и на оплате труда работников. Если раньше зарплата бронировалась и гарантированно - дважды в месяц - выдавалась предприятиям, то теперь это прежде незыблемое положение меняется, вводится календарная система расчетов, при которой, если предприятия не сумеют по-хозяйски умно, грамотно организовать свою деятельность, очи могут остаться и без зарплаты. Это грозит почти четверти предприятий.
Уже сейчас в центральные органы поступают просьбы отодвинуть сроки перехода некоторых предприятий на самофинансирование. Слабые коллективы предчувствуют, что в новых жестких условиях они, не сумев быстро перестроиться, потеряют в оплате. Выход видится в том, чтобы коллективы сумели мобилизоваться и "раскрепостить" хозяйственную сметку людей.
Сейчас все зависит от расторопности, предприимчивости самих коллективов. Они должны включить все рычаги финансового оздоровления, снижения нерентабельных затрат своих предприятий: избавиться от ненужных запасов в виде излишков оборудования, сырья и материалов, подключить и в полной мере использовать инициативу, творчество, рационализаторский ум, деловую хватку своих умельцев.
Никак нельзя "похоронить" идею: получи то, что заработал. Иначе вся перестройка, весь накал борьбы за экономическую реформу сойдет на нет.
Госзаказы. Следующая острая проблема, с которой столкнутся предприятия на хозрасчете - это практика "выдачи" госзаказов. Многие предприятия просят включить в госзаказ другому предприятию всю нужную им по поставкам продукцию. Они по-прежнему верят только в силу госзаказа, то есть давление сверху.
Госзаказ, конечно, необходим, но он должен обеспечить выполнение крупных народнохозяйственных заданий, соблюдение интересов обороны страны, строительство крупномасштабных объектов и др.
Экономические нормативы. Масса сложностей имеется при утверждении экономических нормативов предприятиям. До сих пор нет научного обоснования нормативов, и это вносит определенную дисгармонию.
При установлении системы нормативов необходимо учитывать, что предприятия находятся не в равных условиях хозяйствования: у одних новое оборудование, у других - устаревшее, и т. д. При этом нельзя не учитывать и то, что хозрасчет начинается при старой системе цен. (Реформа будет не раньше 1991 г.) А ведь часть предприятий имеет выгодную продукцию, часть - наоборот - убыточную.
Экономические нормативы, цены необходимо привести к такому соотношению, чтобы не ущемлять интересов хорошо работающих предприятий и в то же время не подрывать мощи государственного бюджета. Потому что его доходная часть расходуется на социальные нужды страны, на оборону, управление - все это тоже требует средств. Важно не "покорежить" финансовые пропорции, заложенные в госбюджете.
Договоры. Есть проблемы и по заключению договоров между предприятиями на изготовление продукции или выполнение работ. Сложности прежде всего в том, что многие не привыкли (точнее сказать, отвыкли) решать свои проблемы, договариваться на уровне предприятий. Со своими просьбами о включении нужной им продукции в госзаказ они обращаются наверх, в министерства.
Предприятия довольно туго идут на финансирование научных разработок. Видимо, сказывается инерция, недостаточная уверенность в оперативности и эффективности ее рекомендаций. Но со временем это положение, безусловно, будет выправлено.
Учеба. Нам нужен экономический всеобуч. Раньше незнание экономических законов не особенно отягощало и огорчало руководителей, потому что эти законы соблюдались (или не соблюдались) наверху - в министерствах, ведомствах. Сбыт был гарантирован, фонды и зарплата расписаны, предприятиям оставалось лишь выполнять указания.
Сейчас ситуация решительно меняется, плакаться на неудачи теперь некому, лозунгами и обещаниями не отделаешься, так что все надо решать самостоятельно, так же самостоятельно и отвечать за свои ошибки.
Сокращение штатов. Продолжается сокращение аппарата управления: Госплана СССР - до 30%, местных органов - на 30%. Будет, видимо, сокращаться и аппарат Госагропрома.
Уже в этой пятилетке там, где избыток рабочей силы, будет высвобождено 3 млн. человек. К концу века численность высвобожденных планируется увеличить до 16 млн. человек. Они будут трудоустроены в тех отраслях народного хозяйства, где ощущается нехватка рабочих рук. Многие, переквалифицировавшись, пойдут работать в сферу услуг (у нас здесь занято около 30% работоспособного населения, в то время как в США - более 50%). Часть высвободившихся работников (в первую очередь люди пенсионного возраста) уйдут на заслуженный отдых.
Сейчас готовится специальное решение о трудоустройстве и социальных гарантиях, в котором предполагается, что высвобожденным работникам на период трудоустройства (но не свыше 2 месяцев со дня увольнения) будет сохраняться среднемесячная зарплата с учетом выплаты выходного пособия (тоже в размере среднего месячного заработка).
Трудности. Трезвый взгляд на вещи подсказывает, что впереди у нас нелегкие времена. Не все элементы нового хозяйственного механизма окажутся задействованы, и это будет давать сбои. Некоторые думают, что перестройка, хозрасчет принесут немедленные и глубокие результаты. Это будет, но не сразу. Взять, к примеру, КНР или Венгрию. Там переход на новую систему хозяйствования длится довольно долго (в КНР - 7, в ВНР - 19 лет). Надо реально смотреть на жизнь и понимать, что в сложившихся условиях основная надежда на то, что сами трудовые коллективы будут стремиться лучше работать и лучше жить на свои собственные заработанные средства. Но это возможно только при самоуправлении трудовых коллективов, а оно, в свою очередь, - при демократизации всего общества. Без нее экономическая реформа не пойдет.