Зачем нужен Закон о молодежи, предложение о котором было внесено на XX съезде ВЛКСМ? Не подтверждение ли это того, что наша молодежь нуждается в защите?
А. Карцев, Москва
На этот вопрос наш корреспондент И. Шамшина попросила ответить заместителя председателя Комиссии по подготовке проекта Закона о молодежи, директора НИЦ ВКШ доктора философских наук И. ИЛЬИНСКОГО.
ПРЕЖДЕ ВСЕГО СКАЖУ, что идея выработки Закона о молодежи не нова. Дважды - в 1966 и 1977 гг. - специальные комиссии разрабатывали проекты закона, хотя принят он так и не был. Аргументы противниками закона выдвигались следующие: "молодежь не стоит выделять, так как у нее нет особых интересов, отличных от интересов других социальных групп", "принять Закон СССР о молодежи - значит поставить молодежь в привилегированное положение за счет других слоев и групп общества - скажем, за счет пенсионеров"; "у молодежи и так есть все права, и надо их лучше реализовывать" и т. д.
Все это так и в то же время не так. Да, коренные интересы молодежи совпадают с интересами других социальных групп, и отражены они в Конституции СССР и конституциях союзных республик. Но у молодежи есть и особые интересы, иначе не было бы самого понятия "молодежь". Эти интересы лежат во всех сферах ее жизни и в той или иной мере отражены в специальных законах. Но из 1,5 тыс. законодательных актов о молодежи общесоюзного значения многие приняты десятки лет назад, устарели и в силу этого "не работают" в современных условиях.
Кроме того, существует множество республиканских, отраслевых и ведомственных подзаконных актов, но нет стержневого, главного закона для всей этой массы актов, который устанавливал бы их общую направленность и общее содержание.
И последнее: существует немало молодежных проблем, решение которых может и должно регулироваться правом, но до сих пор не регулируется. Отсутствуют, например, нормы о трудовых правах подростков до 15 лет, нет должной четкости относительно прав комсомольских органов, и т. д.
Новая молодежная политика, о которой мы начинаем говорить все громче, предполагает выработку новой законодательной политики в отношении молодежи. Стереотип "у молодежи есть все права" надо признать ложным, иллюзорным, и в этом виде он должен быть разрушен и заменен новым, реальным взглядом на положение дел.
То обстоятельство, что наш строй обеспечил основные права и свободы граждан, уравняв со всеми и молодежь, еще не значит, что больше ничего не требуется. Во-первых, эти права и свободы сформулированы слишком общо, а молодежь большей частью не умеет применить их к каждой конкретной сфере жизнедеятельности; во-вторых, они далеко не во всех случаях вполне гарантированы (скажем, принцип "каждому - по труду" в отношении молодежи часто нарушается); и в- третьих, молодые люди страдают из-за своей низкой правовой культуры, незнания законов.
Поэтому необходимо правовое обучение юношей и девушек - это один из гарантов того, что они сами вступятся за себя там, где закон нарушен, а это нередко происходит, например, в случаях их конфликта с администрацией. Потребительское отношение к молодежи - факт, признанный XX съездом ВЛКСМ. Исследования, проведенные Научно- исследовательским центром ВКШ при ЦК ВЛКСМ, также фиксируют чувство социальной ущемленности в молодежной среде.
Так что речь не о каких-то особых привилегиях молодежи, а о восстановлении в ее отношении социальной справедливости.
КОРР. Многие молодые люди полагают, что с помощью Закона о молодежи на них хотят накинуть "уздечку", чтобы легче было ими управлять и чтобы лишить их тех прав, которыми они располагают согласно общим положениям Конституции СССР.
ИЛЬИНСКИЙ. В нашем юридическом праве преобладают запреты, наказания, обязывания, принудительные меры.
Новое юридическое мышление предписывает нам отодвинуть на второй план "запретительные" подходы, хотя запрет и принуждение останутся важными компонентами права - с их помощью ведется борьба с правонарушениями, обеспечиваются дисциплина и порядок. Запрет неизбежен и необходим, когда речь идет, скажем, об экстремизме в самодеятельном молодежном движении, различных националистических вывихах.
И все же сегодня в праве вообще и "молодежном" в частности главное место должны занять компоненты, способствующие раскрепощению мысли и действий людей, усиливающие их свободу, возможности для творчества.
На июньском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС была выдвинута новая правовая идея: "дозволено все, что не запрещено законом". На ее основе должен строиться, действовать и Закон о молодежи.
КОРР. Не явится ли принятие закона свидетельством слабости комсомола, его неспособности отстаивать интересы молодежи без помощи государства?
ИЛЬИНСКИЙ. Конечно, нет. Мы долгие годы были свидетелями вопиющего разрыва между политикой и правом, слишком веровали в силу политических решений, команд сверху. Это видно и на примере комсомола.
Уставом КПСС, партийными решениями (то есть политически) комсомол наделен всеми правами.
Но существует немало молодежных проблем и ситуаций, когда вопросы должны решаться не волей, напором, усилием, а естественно и просто - по закону.
Одна из важных задач закона - перевести многие политические права на язык закона, и в том числе усилить юридический статус комсомола. Новые принципы хозяйствования, необходимость значительно улучшить условия жизнедеятельности молодежи требуют от комсомола все активнее выступать в ее защиту, особенно в конфликтных ситуациях, опираясь не только на политические директивы и свой авторитет, но прежде всего - на силу закона.
Думаю, уже пришла пора создавать различные юридические подразделения при комсомольских организациях, и не только консультационные пункты, которые уже действуют при некоторых комитетах комсомола (например, при МГК ВЛКСМ), но и штатные сектора по типу эконом-правовых отделов, существовавших в комсомоле в период нэпа, когда молодежь особенно нуждалась в защите.
КОРР. Кто участвует в подготовке проекта Закона о молодежи? На каком этапе находится работа?
ИЛЬИНСКИЙ. По решению Секретариата ЦК ВЛКСМ в Научно- исследовательском центре ВКШ для подготовки проекта образован временный молодежный творческий коллектив, который в основном составляет молодежь в возрасте до 30 лет. Разработкой проекта заняты специалисты из Института государства и права АН СССР, ВНИИ советского законодательства, юридического факультета МГУ и других учреждений.
Проводится систематизация всех имеющихся законодательных актов о молодежи, во-первых, по сферам жизнедеятельности молодежи, во-вторых, по категориям и группам молодежи. Причем, подчеркиваю, речь идет о высшей форме систематизации нормативных актов - кодификации, которая предполагает качественную переработку действующих и отмену устаревших норм о правах молодежи, создание новых актов, ликвидирующих существующие пробелы.
Проект закона будет вынесен на всенародное обсуждение.