Сотрудники Главного управления статистики ПНР, завершившие вместе со специалистами ряда научных учреждений Варшавы исследование потребностей домашних хозяйств в продуктах питания, пришли к выводу, что в домашних хозяйствах Польши не хотят и не умеют экономить на питании. Эта привычка - пусть даже обусловленная рядом традиций - вряд ли оправданна и рациональна, особенно сейчас, когда производство продовольственных товаров становится все дороже, а цены на них постоянно возрастают.
Работа проведена, отмечает газета "Жиче Варшавы", неординарная. Ни одна хозяйка не любит, чтобы заглядывали в ее кастрюли. Однако если этих кастрюль около 10 млн. (именно столько домашних хозяйств насчитывается в Польше), то их содержимое должно интересовать не только среднестатистическую хозяйку, но и ученых, практиков. От питания семьи зависят, как известно, здоровье и развитие молодого поколения, способность взрослых к энергичной работе.
Сегодня в Польше - 5 млн. рабочих, 1,3 млн. "крестьянорабочих" (так в Польше называют тех, кто живет на селе, а работает в городе), 1 млн. крестьянских и 2,5 млн. пенсионерских домашних хозяйств. Почти 5400 их представителям были направлены анкеты, содержащие вопросы относительно домашнего бюджета. Любопытная деталь: только четверо из опрошенных отказались представить необходимые данные.
* Анкетирование показало, что в перечне потребностей питание стоит на первом месте во всех типах польских семей, невзирая на величину доходов.
* На втором месте - одежда, обувь; на третьем - жилье и его обустройство.
* Затем идут блага высшего ранга, причем очередность выбора уже зависит от степени зажиточности и предпочтений семей. Только наиболее состоятельные семьи пенсионеров ставят на второе место охрану здоровья, имея, видимо, достаточные запасы одежды, обуви.
* Автоматическая стиральная машина, цветной телевизор, автомобиль занимают в иерархии потребностей последнее место. Пенсионеры предпочитают расходовать деньги на культурный досуг, а рабочие, крестьяне - на приобретение автомобиля.
* Во всех группах семей в качестве наименее важных рассматриваются зарубежные туристские поездки.
Опрос показал, что семьи не склонны ограничивать расходы на питание ради иных благ. Даже ассигнования на жилье не составляют здесь конкуренции. Кстати, то же самое подтвердили исследования, проведенные институтом внутреннего рынка. В трудных условиях питание становится наиболее важной сферой повседневной жизни. Поляки готовы отказаться от удовлетворения иных потребностей, но только не от того, чтобы обеденный стол выглядел надлежащим образом. Сегодня польская семья тратит на питание около половины своих доходов. Но значит ли это, что она питается хорошо, рационально? Так что же все-таки на тарелке среднестатистического поляка?
Многие ученые считают, что традиции питания в Польше не наилучшие: мало употребляется овощей, фруктов, а также молока, молочных продуктов. Национальная кухня опирается прежде всего на мясо. Из всех видов продовольственных товаров именно оно ставится на первое место подавляющим большинством анкетированных.
Только лишь пенсионеры и "крестьянорабочие" предпочитают ему молоко и молочные продукты.
Уровень знаний относительно рационального питания в семьях невысок. Более половины крестьянских, "крестьянорабочих" хозяйств, половина пенсионеров и треть рабочих семей не руководствуются при выборе продуктов их питательными качествами. Что касается молока, то многие семьи отказались в последние годы от него ввиду ухудшившегося качества.
Значит ли все это, что в Польше едят много мяса? Научно обоснованные нормы предусматривают ежедневное потребление взрослым человеком 40 граммов белка, что, собственно, и находит отражение в мясных карточках (мясо в стране продается регламентированно). Каждый поляк потребляет ежедневно в среднем 49,9 грамма белка животного происхождения, в том числе 22,1 грамма мясных продуктов, 22,7 грамма молока и молокопродуктов, 1,5 грамма рыбы, 3,6 грамма яиц. Дополнением белковой диеты могло бы быть мясо птицы, баранина, крольчатина, но в Польше они не находят должного признания из-за неумения их приготовить. Все указывает на то, что мясо до конца века останется продуктом питания номер один.
Только лишь 18,3% семей отмечают несущественную роль мяса в питании. Большинство же приписывает ему особое значение. Употребление мяса рассматривается многими как свидетельство зажиточности, а также высокого общественного статуса.
Большинство опрошенных считают, что лишь рост доходов может изменить эту картину, а также сложившиеся пропорции расходов на продовольственные и промышленные товары. Только при этом условии семьи склонны увеличить ассигнования на одежду, обувь, автомобили, жилье, цветные телевизоры. Вторым условием является обеспечение рынка, доступность промышленных товаров, третьим - улучшение их качества.
По материалам польской печати