Примерное время чтения: 7 минут
1114

В СССР обучаются 120 тыс. иностранных граждан из 149 стран мира. Иностранные студенты в СССР

Наш корреспондент беседует с заместителем председателя Общесоюзного совета по делам иностранных учащихся Ю. П. КОЖАЕВЫМ.

КОРР. Сколько иностранных студентов обучается в СССР? Кто ими занимается?

Ю. К. Общесоюзный совет по делам иностранных учащихся. Он был создан в 1964 г. для координации работы министерств, ведомств и общественных организаций, которые в своей деятельности имеют отношение к проблемам подготовки в СССР национальных кадров для зарубежных стран. Сейчас примерно в 150 городах Советского Союза обучается около 120 тыс. иностранных граждан, представляющих 149 стран мира.

КОРР. Внушительный отряд. А что вы могли бы сказать о профессиональной квалификации выпускников-иностранцев? На Западе зачастую утверждают, что она невысока.

Ю. К. Наша система обучения иностранных граждан, как показывает практика, в основном отвечает национальным интересам тех стран, которые направляют на учебу в Советский Союз своих граждан. К настоящему времени советскими учебными заведениями уже подготовлены сотни тысяч иностранных специалистов. Большинство из них, как правило, достигли заметного положения в различных сферах деятельности у себя в странах. Среди них - крупные государственные деятели, ведущие ученые, руководители учебных заведений и промышленных предприятий, дипломаты, врачи, журналисты и т. п.

Вместе с тем необходимо признать, что иностранные учащиеся - составная часть советской высшей школы, и процессы застоя, администрирования и формализма не прошли мимо и этой категории учащихся. Теоретические и практические знания отдельных выпускников- иностранцев не отвечают сегодня современным требованиям.

Но хотел бы подчеркнуть, что если бы наш диплом не котировался, то не было бы желающих его получить. Однако на сегодняшний день наши возможности не удовлетворяют спрос. Имеется множество заявок из зарубежных стран, в том числе из ведущих капиталистических, на обучение по отдельным специальностям, которые мы не можем полностью удовлетворить.

Существует и юридическая сторона этой проблемы. В отдельных странах создаются, порой из- за политических соображений, дополнительные трудности при трудоустройстве наших выпускников, что к профессиональной квалификации имеет весьма далекое отношение. Поэтому Советский Союз принимает непосредственное участие в деятельности ЮНЕСКО по этой проблеме, а также активно ведет двусторонние переговоры с зарубежными странами о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях. Эта работа очень необходима.

Замечу, что свою "лепту" вносят США и другие страны Запада. Ведь для них помощь в формировании национальных кадров развивающихся стран является важным орудием проведения политики неоколониализма. Они ведут поиск кандидатов масштабно, не жалея средств и времени. А для того, чтобы ограничить выезд молодежи из освободившихся стран в СССР, используют средства массовой информации, подбрасывают такие претендующие на объективность произведения, как, например, книга "Русский расизм: красные против черных".

КОРР. О чем в ней идет речь?

Ю. К. Более половины иностранных учащихся в СССР - это представители стран Африки, Азии и Латинской Америки. Очевидно, что выбор места распространения книги - книжная ярмарка в одной из африканских стран - не случаен.

Материал подобран так, что в нем наряду с ложью, фальсификацией, подтасовками есть полуправда и достоверные факты. "В интересах тех африканцев, - пишут авторы, - которые сейчас обдумывают предложение об обучении в СССР, мы (якобы бывшие студенты. - Ю. К.) сообщили некоторые из наших впечатлений и изложили их здесь. Любой студент, обучавшийся здесь, знаком с этим...".

А теперь давайте посмотрим на эти "впечатления":

"Большинству из нас разрешают покидать наши студенческие городки не чаще раза в неделю - для кратких прогулок по магазинам. Мы в состоянии общаться только с нашими соотечественниками".

"Более ужасен факт, что несколько африканских студентов были убиты... Просьбы о расследовании этих инцидентов игнорировались советскими властями". Да, было у нас несколько таких случаев. Последний в г. Харькове. Следствие установило виновность двух советских граждан. Оба были приговорены к высшей мере наказания.

КОРР. Тем не менее, как вы заметили, есть в этом опусе пусть и неприятная для нас, но правда. Это и понятно. Студенты - иностранцы, проживая в СССР многие годы, становятся как бы частью нашего общества и, естественно, сталкиваются с теми же проблемами, что и советские люди. Мы, например, сейчас много говорим и пишем о проблемах национальных отношений, об интернационализме. Актуальны ли эти вопросы, применительно к иностранным учащимся?

Ю. К. В определенной степени. К сожалению, имеют место отдельные случаи недружественного отношения к иностранным учащимся со стороны части нашей молодежи.

В последнее время произошло, например, несколько драк в гг. Ростове-на-Дону, Минске, Белгороде, Уфе, некоторые из участников которых оказались в больнице. Ведется расследование, и виновные будут наказаны.

Тем не менее, если говорить в общем, хотел бы отметить, что более чем за шестидесятилетний период подготовки иностранных учащихся в СССР отношение советских людей к ним было и есть доброжелательным независимо от места обучения.

КОРР. Справедливо ли во всех случаях обвинять только одну сторону?

Ю. К. Естественно, я не хочу сказать, что все иностранные учащиеся безукоризненно выполняют наши законы, обычаи и традиции. И это нельзя не учитывать при оценке подобных явлений.

КОРР. Имеют ли место и другие нарушения со стороны иностранных учащихся?

Ю. К. Да, и в основном это связано с перепродажей отдельных товаров, которые пользуются повышенным спросом у нас в стране.

КОРР. В нашей почте встречается достаточно писем, затрагивающих проблему СПИДа, причем авторы некоторых из них связывают появление этой проблемы у нас в стране в основном с иностранными учащимися.

Ю. К. При том объеме внешних связей Советского Союза, которые существуют и которые из года в год расширяются, говорить только об иностранных учащихся, как потенциальных "создателях" данной проблемы у нас в стране, вряд ли правомерно.

Как известно, в настоящее время в стране разработана система предупредительных мер, поэтому драматизировать ситуацию и раздувать нездоровые спекуляции по этому вопросу, по- моему, нельзя.

КОРР. Каковы, по-вашему мнению, основные пути решения тех серьезных проблем, о которых вы говорили выше?

Ю. К. Главное сейчас - повышение качества профессиональной подготовки иностранных учащихся. Нам также необходимо улучшить интернациональную работу с советской молодежью, и прежде всего через шефские связи промышленных предприятий, совхозов, колхозов, научных учреждений, творческих коллективов с землячествами и организациями иностранных учащихся.

Регулярные встречи иностранных учащихся с советскими людьми помогают им лучше узнать нашу историю, культуру, наши проблемы и планы, наши трудности и пути их преодоления. В свою очередь советские люди с большим интересом знакомятся с культурой, традициями, политикой и экономикой зарубежных стран, граждане которых обучаются у нас в стране. Количество таких встреч резко увеличивается в летние и зимние каникулы, когда тысячи иностранных студентов выезжают в ССО, работают в лагерях труда и отдыха, которые организуются на базе колхозов и совхозов, совершают экскурсионные поездки по городам нашей страны. По моему мнению, через такие интернациональные общения быстрее порой приходит к советским людям осознание некоторых наших национальных проблем, ярче проявляются интернациональные чувства.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно