Примерное время чтения: 7 минут
181

МНЕНИЕ УЧЕНОГО. СССР в американских учебниках

Чем отличаются советские школьные учебники, скажем, географии от американских? Как спадают" авторы американских учебников нашу страну? Об этом рассказывает сопредседатель Советско-американской комиссии по учебникам истории и географии, член-корреспондент Академии педагогических наук В. П. МАКСАКОВСКИЙ.

В ОТЛИЧИЕ ОТ СССР, где школьники изучают историю и географию (как и другие предметы) по единым стабильным учебникам, в США издается много параллельных учебников, которые конкурируют друг с другом и дают учителю, да и ученику обширное поле выбора.

Если в наших школах история и география являются обязательными предметами, то в США они изучаются по выбору, по желанию школьников.

Наконец, если у нас в стране история и география в школе представляют собой вполне самостоятельные предметы, в США учебники географии включают также материал по истории, политике, социологии.

С позиций изучения зарубежного опыта несомненный интерес представляет методический аппарат американских учебников, который ориентирует школьников на активные методы обучения, приучает их более широко и критически мыс лить, решать проблемные задачи, сравнивать, доказывать, классифицировать, внедрять в учебный процесс тесты, игровые и эмоциональные элементы.

Все это в определенной мере относится и к главам о Советском Союзе. Так, в учебнике "Мировое сообщество" учащимся дается задание выбрать одну тему по СССР и разработать ее более подробно с использованием дополнительных материалов. В том же учебнике им предлагается подобрать материал о Карле Марксе и выступить с ним перед классом.

Нельзя не отметить также очень высокий уровень полиграфического оформления учебных книг в США, их богатый картографический и фотоиллюстративный материал.

Теперь о содержании. С одной стороны, в учебниках о Советском Союзе говорится много правильного. Так, в них отмечается, что СССР - самая большая по территории страна мира, которая занимает 1/6 часть земной суши. Говорится, что страна богата полезными ископаемыми, которые обеспечивают развитие всех отраслей промышленности. Много внимания уделяется населению, особенно его национальному составу. Правильно отмечается, что образование в СССР бесплатное и доступно всем гражданам. Советский Союз характеризуется как ведущая промышленная держава мира, причем в некоторых учебниках довольно подробно описываются главные промышленные районы нашей страны. В ряде учебников подчеркиваются успехи СССР в освоении космоса.

ГДЕ РАСПОЛОЖЕН КАВКАЗ?

Отмечая все положительное, советские эксперты в советско-американской комиссии подвергают резкой и, как мне кажется, вполне справедливой и аргументированной критике содержание и оформление тех глав американских учебников, которые посвящены Советскому Союзу, и особенно выводы, которые в них содержатся.

Почти во всех учебниках используются устаревшие цифры и фактические данные о развитии Советского Союза, нередко отражающие реалии 25-30-летней давности, главы об СССР почти не содержат статистических таблиц. Одно из исключений составляет "География мира". Любопытно, однако, что в качестве источника данных к этим таблицам указывается ЦРУ - как будто сведения о производстве хлопка или яиц в Советском Союзе можно почерпнуть только в анналах этой организации!..

Во всех без исключения учебниках очень много фактических ошибок. Так, в одном из них можно прочитать, что река Лена берет начало из озера Байкал, в другом - что Кавказ расположен между Балтийским (!) и Каспийским морями, в третьем - что ведущая отрасль промышленности Москвы - производство стали, а Новосибирска - изделий из дерева. Подобных неточностей в тексте и на картах учебников - многие десятки и сотни.

В учебнике "Земля. География и культура" приводится таблица десяти самых холодных городов мира, причем все они (включая почему-то и монгольский Улан-Батор) находятся в СССР.

Это позволяет авторам сделать прямой вывод о замкнутости, изолированности СССР, что как бы предопределено самой природой. Прямо так и говорится: "СССР всегда был изолирован от других стран". Или: "Покрытые льдом моря оставляют СССР почти без портов" ("Взгляд на мир"). Даже о Владивостоке пишется как о надолго замерзающем порте, а в одном из учебников можно прочитать, что этот порт расположен далеко на севере (?) и для поддержания судоходства здесь круглый год используются ледоколы.

КАК ОСВЕЩАЕТСЯ ИСТОРИЯ СССР

Искажения исторической правды допускаются при описании Октябрьской революции. Для иллюстрации приведем дословно один абзац из учебника "Люди на земле": "В первой мировой войне Россия потерпела сокрушительное поражение. Жители городов умирали от голода. В начале 1917 г. они восстали, требуя продовольствия. Вскоре они свергли царское правительство. Социалистический лидер по имени Николай Ленин изучил работы Маркса. Ленин чувствовал, что настало подходящее время, чтобы установить социализм. Он организовал группы рабочих для управления городами и заводами. Эти группы рабочих назывались "коммунами". От этого термина партия Ленина стала называться коммунистической".

Тут что ни фраза - то вопрос. Разве русская революция произошла только "от желудка"? Разве Ленина звали Николай? Разве Маркс и Энгельс не написали "Коммунистический манифест" и в 1871 г. не было Парижской коммуны?

Методический аппарат учебников имеет столь же четко выраженную идеологическую установку. Об этом свидетельствует хотя бы такой вопрос, который задают школьнику 14-15 лет, да еще под рубрикой проблемного задания: "Если бы вы были царем Николаем, что бы вы сделали для предотвращения Октябрьской революции?"

НЕОБХОДИМО НОВОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Некоторые авторы учебников, как в годы "холодной войны", пишут о "железном занавесе" и даже применяют такие выражения, как "враги", "вражеская сила", а политику гласности называют советской пропагандой, именно так разъясняя это известное теперь всему миру слово в словаре терминов. Вполне очевидно, что в результате создается явно непривлекательный для американской молодежи образ нашей страны.

...В конце 1975 г. "Литературная газета" опубликовала статью бывшего американского корреспондента "Нью-Йорк таймс" в Москве Д. Шиплера "Что же они знают о нас в Америке". Вот небольшая выдержка из нее: "Всем странам свойственно чернить своих противников. То же самое делаем и мы, преподнося наши качества и идеалы как антитезы идеалов русских: "У нас свобода - у них рабство, мы богаты - они бедны, мы честны - они лживы, мы справедливы - они коварны, наши намерения мирные - они воинственные милитаристы, у нас здоровое частное предпринимательство - у них все ограничивающий государственный социализм". Разве эти "антитезы" не могли бы служить своего рода эпиграфом ко многим из тех учебников, о которых говорилось выше?

Во время работы последнего заседания советско-американской комиссии в ноябре 1987 г. один из американских рецензентов советских учебников упрекнул нас в том, что они содержат слишком много негативных характеристик экономической, политической и социальной жизни в США. В какой-то мере это, наверное, так: ведь и у нас сложились определенные стереотипы в оценке США. И все же можно с полной ответственностью утверждать, что общая тональность советских и американских учебников просто несопоставима: это все равно что сравнивать "Мурзилку" с "Плейбоем".

Вверху коллажа приведена хронологическая таблица, отражающая всю историю Советского государства. Школьнику надо запомнить 10 дат: "862 г. - варяги основали королевство в районе Новгорода, 1240 г. - татары завершили завоевание России, 1480 г. - русские под руководством Ивана Великого изгнали татар. 1547 г. - Иван IV стал первым русским царем, 1703 г. - Петр Великий основал Санкт-Петербург, 1916 г. (?) - революция сбросила царя и большевики захватили власть, 1917 г. (?) - завершено строительство Транссибирской магистрали, 1928 г. (?) - началось выполнение 1-й пятилетки, 1940 г. - Литва, Латвия, Эстония стали советскими республиками, 1986 г. - авария на советской атомной электростанции".

Вот и вся наша с вами история. Об ошибках в хронологии говорить уже и не хочется.

Слово "Москва" трактуется авторами одного из учебников как производное от финского и переводится "берега медведя", поэтому страницы, посвященные СССР, штемпелюются этим животным, то агрессивным, то веселым, символизирующим в глазах американцев нашу страну.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно