Примерное время чтения: 7 минут
112

В СВЕТЕ ГЛАСНОСТИ. Молодые неформалы: кто они?

КАК ЭТО НИ КАЖЕТСЯ парадоксальным, социологические исследования и личные наблюдения говорят о том, что именно в неформальных группах собирается наиболее социально активная часть молодежи.

Впрочем, не следует идеализировать эти объединения: в них, как в социальном зеркале общества, отражаются реальные проблемы и негативные явления.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Молодежные объединения можно разделить на позитивно направленные (социально активные), нейтральные (социально пассивные), негативно направленные (асоциальные). Впрочем, такое деление условно, так как практически в каждом из направлений есть как социально активные, так и асоциальные элементы (наркоманы, правонарушители), хотя этих последних единицы.

Основной ареал распространения неформальных групп - европейская часть СССР.

Проведенные Институтом социологических исследований опросы говорят о том, что активные участники неформальных групп составляют 10 - 13% от общего числа молодежи, а число их сторонников (то есть тех, кто принимает в них участие нерегулярно, от случая к случаю) достигает 50% молодежи.

По направлениям и интересам, а также по стилю одежды и поведения неформалы условно подразделяются следующим образом: группы музыкальной, спортивной и околоспортивной направленности; технической; правопорядковой направленности; философско-мистические и группы. защитников ноосферы ("экологисты" и др.); общественно-политические объединения.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Самые многочисленные из всех этих групп прежде всего "металлисты", затем следуют "брейк-дансисты", увлекающиеся электронно-компьютерной музыкой с механическими ритмами.

Движение "панков" начиналось тоже как музыкальное. Но мода на панк-рок оказалась недолговечной, и панки, потеряв интерес к музыке, занялись модой - нынешнее панк-движение, по сути, относится уже к одному из направлений моды, и именно по этой причине среди его участников в основном молодые люди от 16 до 18 лет.

В отличие от западных панков, ратующих за анархию и отрицающих какое бы то ни было общественное устройство, наши панки никакой политической программы не выдвигают и ничем, кроме внешнего вида, не выделяются; с социологической точки зрения это движение бесперспективно и должно сойти на нет.

Одновременно с появлением новых направлений в молодежной музыке появляются новые группы музыкального направления. Причем большей популярностью пользуется советский рок - уже сейчас, по данным социологов, советский рок впервые со времени своего появления котируется выше западных высокопрофессиональных групп.

ГРУППЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

К ним можно отнести рокеров - гонщиков-мотоциклистов, раскатывающих на мотоциклах большими группами, до 30 человек, в основном по ночам.

По нашим подсчетам, число рокеров только в Москве доходит до 1000 человек и больше.

В основном это подростки и юноши от 16 до 22 лет, школьники и молодые рабочие, а это говорит о том, что впоследствии интерес этих молодых людей к технике может перейти в профессиональный и определить их будущую специальность.

К неформальным группам ПРАВОПОРЯДКОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ можно отнести "афганцев" (бывших воинов, служивших в Афганистане), бывших пограничников и десантников, у которых, в силу особенностей их службы, особенно развито чувство долга, чести, справедливости, Родины. Это наиболее социально активные и организованные группы, которые, к сожалению, зачастую не имеют возможности для реализации своей социальной энергии, хотя при некоторых райкомах комсомола, например, в Москве, Ленинграде стали появляться советы ветеранов афганской войны, которые ведут работу со школьниками.

В составе групп "афганцев" представлены все классы и социальные группы нашего общества, возрастных ограничений для их участников тоже нет.

ГРУППЫ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

К ним относятся "силовики", "атлеты", ряд других групп, деятельность которых сводится к культу физической силы.

Дело осложняется тем, что для "силовиков" и "атлетов" подчас не существует нравственная подоплека занятий спортом - гармония не только физическая, но и духовная, человечность, гуманность.

Видимо, в дальнейшем спортивные группы - а социологи считают их чрезвычайно перспективными - получат гуманистическую направленность, без которой они могут оказаться вредными и даже опасными (это случается сегодня).

ФИЛОСОФСКО-МИСТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ

К ним можно отнести "хиппи" и ряд других, увлекающихся модными у нас вот уже несколько лет восточными религиями и пророками. Последние группы в основном одиночные и небольшие по составу - обычно не более 20 человек. Что касается хиппи, то "АиФ" уже рассказывал о них в N 44 за 1987 г. Сейчас позиция хиппи, ранее проповедовавших социальную пассивность, изменилась, ряд их участников перешли к достаточно активной социальной деятельности.

Главное в их концепции - социальная и человеческая терпимость и гуманизм: все живое в мире имеет право на жизнь, считают хиппи.

У неформального объединения хиппи с социологической точки зрения неплохие перспективы. Причем, по всей видимости, усиление социальной активности хиппи будет препятствовать проникновению в их среду наркотиков.

И еще одно неформальное объединение - защитников ноосферы, включающее движение "экологистов" (защитников окружающей среды) и защитников памятников старины. Это движение - одно из немногих, нашедших приемлемые для себя и общественно значимые формы реализации. Например, в Риге и Таллине его участники занимаются восстановлением и реставрацией старых городских центров; в Москве - реставрацией Щербаковских палат и Лефортова; при МГУ также существует объединение "экологистов".

Социально-классовую структуру движения "экологистов" составляют школьники, студенты, молодые рабочие и служащие. В общем, оно самое перспективное, универсальное и доступно любому человеку любого возраста.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ

В последнее время неформальные объединения появились и в общественно- политической сфере: например, сейчас в Москве существует научно- дискуссионный клуб "Перестройка", клуб социально-политических инициатив, Федерация социалистических общественных клубов (ФСОК), группа "Гражданское достоинство" и другие. Некоторые из них имеют сложную структуру и включают в себя по нескольку групп.

Преимущественно в их состав входят молодые люди в возрасте от 20 - 25 до 35 лет, большей частью с высшим или незаконченным высшим образованием. Они пытаются самостоятельно, используя, наряду с произведениями классиков марксизма - ленинизма, теоретические работы Кропоткина, Бакунина и т. д., построить новую модель общества, найти пути его развития. Некоторые группы относят себя к правозащитным ("Доверие" и др.), выступают под лозунгами "бескрайней демократии", деидеологизации, плюрализма.

Очевидно, что процессы демократизации " гласности влияют на молодежную среду в целом и на политизацию неформальных объединений в частности. В последнее время все

больше групп разных направлений переходит к экстравертным (внешне направленным) формам активности - например, хиппи, часто вынужденные объяснять свой образ жизни, тем самым объясняют и пропагандируют свои взгляды и мировоззрение.

...В заключение хотелось бы сказать о том, что с точки зрения социологии бесперспективно и даже вредно надеяться на то, что неформальные объединения сами собой исчезнут.

Но в то же время, хотя мой вывод, видимо, не бесспорен, я как социолог считаю, что на текущий момент процесс роста неформальных объединений закончен; что уже нет социальных условий для того, чтобы эти объединения развивались дальше. Там, где неформальные группы могли возникнуть - а это крупные и средние промышленные города, - они уже возникли, и дальше их распространение не пойдет. Все молодежные увлечения - музыка, спорт, техника - уже задействованы, и пока нет качественного скачка в области досуга, пока не изобретены новые технические средства его проведения - музыкальным, техническим, спортивным объединениям особо развиваться некуда. Что касается общественно-политических групп, которым сегодня предрекают большое будущее, то, возможно, их распространению помешает низкая политическая активность части молодежи.

Резервы развития, я считаю, есть прежде всего у неформального движения "экологистов" и у защитников памятников старины - поле их деятельности практически неограниченно.

М. ТОПАЛОВ, сотрудник ИСИ АН СССР

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно