Примерное время чтения: 9 минут
147

Парторганизация вправе вносить предложения по кандидатурам в состав вышестоящих парторганов. Избирательный процесс в партии: по пути демократизации

XIX Всесоюзная партийная конференция, четко определив основные направления развития и углубления внутрипартийной демократии, особо подчеркнула первостепенное значение демократизации избирательного процесса в партии. Это полностью соответствует духу ленинских требований. В последовательном широком осуществлении принципа выборности руководящих партийных органов В. И. Ленин видел важнейшее условие демократизма, ибо "без выборного начала, красивые слова о небюрократическом централизме остаются одним фразерством".

Исходя из этого, Политбюро ЦК КПСС с учетом состоявшегося на июльском (1988 г.) Пленуме ЦК КПСС обсуждения 12 августа 1988 года утвердило новую инструкцию о проведении выборов руководящих партийных органов. В ней конкретизируются установки XIX Всесоюзной конференции КПСС, четко определяется, как они должны применяться на практике при проведении выборов руководящих партийных органов всех ступеней.

Принятая инструкция существенно отличается от ранее действовавшей, в нее включен ряд новых принципиально важных положений, обеспечивающих подлинно демократический порядок избрания руководящих партийных органов, усиление их ответственности и подотчетности перед коммунистами, возможность обновления их состава в период между выборами. В чем суть этих новых положений?

В СООТВЕТСТВИИ с решениями партконференции в инструкции указывается, что в районных, городских, окружных, областных, краевых парторганизациях, компартиях союзных республик выборы руководящих органов проводятся один раз в пять лет. А через 2 - 3 года после отчетно- выборных конференций, съездов проводятся партийные конференции, которым предоставляется право частичного - до 20 процентов - обновления состава партийных органов. Это право распространяется и на Всесоюзную конференцию КПСС. Таким образом, несмотря на удлинение сроков полномочий местных партийных органов, сохраняется возможность пополнения их новыми свежими силами. Однако эти положения будут введены в действие лишь после внесения соответствующих изменений в Устав КПСС на очередном партийном съезде.

Инструкцией предусматривается также, что в период между отчетами и выборами может быть произведено досрочное переизбрание состава комитетов (бюро) первичных парторганизаций в случае признания их деятельности неудовлетворительной или же частичное их обновление. Довыборы парткомов и партбюро проводятся на партийных собраниях и конференциях первичных, цеховых организаций, а бюро райкомов, горкомов, окружкомов, обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик - на пленумах соответствующих партийных комитетов при обсуждении отчетов этих органов.

С точки зрения расширения внутрипартийной демократии, упрочения ленинского принципа подотчетности выборных лиц партийной массе принципиальное значение имеет предусмотренное в инструкции право первичной парторганизации в любое время поставить вопрос о выводе из вышестоящего партийного органа коммуниста, скомпрометировавшего себя, утратившего доверие парторганизации, в которой он состоит на партийном учете.

Инструкция регулирует и порядок вывода членов выборных партийных органов из состава парткомов. В частности, вопросы о выводе члена парткома первичной парторганизации, избранного на партконференции, решаются на заседании данного партийного комитета тайным голосованием, а члены парткомов и бюро, избиравшиеся на собраниях, выводятся из состава этих органов на партсобраниях путем открытого голосования.

Новым шагом по пути демократизации внутрипартийной жизни является введенное в инструкцию положение о том, что делегаты на республиканские и Всесоюзную партийные конференции избираются в таком же порядке, как и делегаты на съезды компартий союзных республик, съезд КПСС. Это значит, что впредь они будут избираться на соответствующих конференциях, а не на пленумах партийных комитетов, как было прежде.

Важно и то, что теперь одновременно с выборами делегатов на конференцию или съезд партийные организации вправе вносить свои предложения по кандидатурам в состав вышестоящих партийных органов, принимая решения открытым голосованием. Но понятно, последнее слово при этом остается за делегатами соответствующей конференции, съезда. Они будут окончательно решать, кого из предложенных кандидатов избрать в руководящий партийный орган в результате всестороннего обсуждения и последующего тайного голосования.

Решения Всесоюзной партийной конференции, постановление июльского (1988 г.) Пленума ЦК КПСС нацеливают на то, чтобы при выборах всех руководящих партийных органов обеспечивалось широкое обсуждение кандидатур. Это требование зафиксировано и в инструкции. Крайне важно, чтобы оно во всех без исключения партийных организациях максимально полно осуществлялось на практике. Ведь только при этом условии можно по- настоящему учесть мнения членов партии, выявить их отношение и требования к выдвигаемым кандидатам, обеспечить, чтобы в руководящие партийные органы были избраны лучшие из лучших.

Той же цели будет существенно способствовать и предусмотренная инструкцией возможность включения в избирательные бюллетени большего числа кандидатур, чем имеется мандатов. В принципе такая возможность никогда не исключалась. Однако на практике в партийных организациях редко когда ею пользовались. Несомненно, что в ходе нынешних отчетов и выборов такая возможность коммунистами будет использоваться гораздо более широко, чем когда-либо прежде.

Кстати сказать, в состав избираемых партийных органов, как определено инструкцией в соответствии с давно сложившейся в нашей партии практикой, могут быть выдвинуты члены партии, не являющиеся делегатами данной партийной организации. Это даст возможность комплектовать партийные комитеты за счет коммунистов, представляющих различные слои и группы трудящихся, разные общественные круги, и ни у кого не должно вызывать каких-либо сомнений или возражений.

По решению XIX Всесоюзной конференции отныне пребывание на одной и той же выборной должности в партийных органах - от райкома партии до ЦК КПСС ограничивается двумя сроками подряд. Точкой отсчета станут нынешние выборы. Но и сейчас, как указывается в постановлении июльского (1988 г.) Пленума ЦК КПСС, коммунисты вправе рассмотреть и решить вопрос о каждом руководителе персонально, независимо от того, сколько времени он проработал на данном посту, а принимая во внимание, как справлялся с порученными обязанностями и способен ли добиться улучшения дела.

Для того чтобы предварительно наметить кандидатуры в новый состав партийного органа, по сложившейся и вполне оправдавшей себя практике на отчетно-выборных собраниях, конференциях и съездах созываются совещания представителей делегаций. Сохраняя это правило, инструкция вместе с тем предусматривает, что в этих целях на собрании, конференции, съезде может быть образована специальная комиссия из числа делегатов, участников собрания. Причем в первичных партийных организациях такие комиссии могут избираться на партийном собрании, предшествующем отчетно-выборному.

Комиссия рассмотрит предложения, внесенные партийными организациями по кандидатурам в состав данного партийного органа, а затем представит список всех выдвинутых кандидатур и свои предложения по ним собранию, конференции, съезду. Таким образом, предложения по персональному составу кандидатов в выборный орган будут теперь определяться не прошлым составом партийного комитета, не президиумом собрания или конференции, а комиссией, уполномоченной - на то самими коммунистами или делегатами конференции, съезда. В случае создания таких комиссий не исключается возможность наряду с этим и проведения совещаний представителей делегации, на которых можно было бы предварительно рассмотреть соображения комиссий.

Следует иметь в виду, - и это хотелось бы специально подчеркнуть, - что внесение от имени совещаний представителей делегаций или комиссии предложений о кандидатурах в новый состав партийного органа не лишает и не ограничивает права участников собрания, делегатов выдвигать и другие кандидатуры на самом собрании, конференции, съезде.

Прекращение выдвижения кандидатур производится по решению собрания, съезда, конференции, принимаемому открытым голосованием. Все выдвинутые кандидатуры обсуждаются персонально. При этом каждый участник собрания, делегат конференции, съезда имеет неограниченное право критики и отвода кандидатур. Это непреложное требование Устава КПСС, и оно должно неукоснительно соблюдаться при проведении выборов во всех без исключения парторганизациях, на всех уровнях.

Существенной, отличительной чертой новой инструкции является то, что согласно ей в соответствии с решениями партконференции, учетом накопленного в процессе перестройки опыта значительно расширяется сфера применения закрытого (тайного) голосования при выборах руководящих партийных органов. Наряду с этим устанавливается такой порядок его проведения, который наилучшим образом гарантировал бы свободу волеизъявления коммунистов, делал бы голосование действительно закрытым, абсолютно тайным.

Отныне закрытым (тайным) голосованием будут избираться не только члены бюро и парткомов первичных и цеховых парторганизаций, члены и кандидаты в члены всех партийных комитетов, начиная от райкомов и кончая ЦК КПСС, члены ревизионных (контрольно-ревизионных) комиссий, делегаты на все партийные конференции и съезды, но и секретари, заместители секретарей парткомов с правами райкомов партий - на заседаниях этих партийных комитетов, члены бюро и секретари райкомов, горкомов, окружкомов, обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик - на пленумах соответствующих партийных комитетов, председатели ревизионных (контрольно-ревизионных) комиссий - на заседаниях комиссий. При этом выборы секретарей партийных комитетов и председателей комиссий могут проводиться из нескольких кандидатур.

Вводится порядок, согласно которому при выборах на конференциях, съездах в бюллетенях напротив фамилий кандидатов указываются и должности и место работы. Это поможет коммунистам лучше определить для себя, на ком остановить свой выбор.

Принципиально новым является включенное в инструкцию требование о том, чтобы избирательные ящики устанавливались таким образом, дабы коммунисты проходили к ним через кабину (кабины) для тайного голосования.

Особо следует сказать о том, что, пожалуй, впервые за многие десятилетия в инструкцию введено положение, касающееся кооптации новых членов в состав выборных партийных органов.

Предусматривая возможность кооптации, инструкция исходит из того, что это мера вынужденная, прибегать к которой можно лишь в крайних случаях. В ней указывается, что при необходимости отдельные коммунисты по рекомендации или с согласия вышестоящего органа в порядке исключения могут быть кооптированы в состав райкома, горкома, окружкома, обкома, крайкома партии, ЦК компартии союзной республики. Кооптированными считаются коммунисты, за которых высказалось большинство членов партийного комитета при тайном голосовании. Усложняя порядок кооптации (прежде она осуществлялась открытым голосованием), инструкция будет способствовать не расширению, а сужению такой практики.

Строгое соблюдение установленного порядка проведения выборов руководящих партийных органов - важное условие обеспечения внутрипартийной демократии. Поэтому в инструкцию включен пункт, обязывающий вышестоящий партийный комитет в случае нарушения его в чем- либо рассмотреть данный факт и при необходимости отменить результаты состоявшихся выборов и принять решение о проведении их вновь.

Таким образом, регулируя порядок проведения выборов руководящих партийных органов, инструкция в соответствии с решениями XIX Всесоюзной конференции КПСС создает новые дополнительные гарантии демократизации избирательного процесса в партии. Думается, принятие ее послужит тому, чтобы нынешние отчеты и выборы прошли на высоком идейном и организационном уровне, под знаком всемерного развития и углубления внутрипартийной демократии, дальнейшего оздоровления всех внутрипартийных отношений.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно