Примерное время чтения: 5 минут
248

Лишь 10% молодежи имеют возможность приобрести модную одежду на свои средства. Молодежная мода: капризы и прогнозы

В КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986 - 2000 годы отдельной строкой выделено изготовление товаров молодежного ассортимента. Но готовы ли торговля и промышленность к тому, чтобы удовлетворить потребности молодежи?

ПРОБЛЕМЫ

На сегодняшний день сложившейся хозяйственной практикой реальные потребности молодежи учитываются плохо. По данным социологов, 75% молодых хотят одеваться модно, но только 6% считают, что им это удается.

Существует также разрыв между потребностями молодежи, товарным предложением и ее материальными возможностями. Социологические исследования показывают, что лишь 10% могут позволить себе приобрести модную одежду на свои средства.

Еще одна проблема: сроки внедрения новых моделей порой так велики, что готовое изделие уже выходит из моды. Скажем, в период массового увлечения брюками-"бананами" наша легкая промышленность спрос молодежи удовлетворить не могла, а наладила их производство только тогда, когда спрос на "бананы" упал. И товар остался непроданным.

Мы назвали только некоторые проблемы; но прежде чем говорить о путях и возможностях их решения, остановимся на том, что изменилось за последние два года в производстве и продаже товаров для молодежи.

ПЕРВЫЕ ПОДВИЖКИ

* Во-первых, ежегодно создается и внедряется в производство более 7 тыс. моделей одежды, 600 моделей обуви, около 1 тыс. образцов кожгалантерейных изделий, образцы тканей и материалов новых структур, адресованных молодым.

* Только в легкой промышленности действует свыше 300 цехов, участков и потоков по выпуску модного ассортимента одежды для молодежи. В течение двух лет в 2 раза увеличились объемы производства швейных изделий для молодых, в 1,5 раза - трикотажных изделий, на 34% - обуви.

* В практику работы предприятий легкой промышленности вошло внедрение и освоение выпуска товаров по лицензиям зарубежных фирм. Так, в МПШО "Радуга" внедрена лицензия фирмы "Макинтош Конфекти" на производство плащей, в МПШО "Большевичка" - фирмы "Вестра Юнион" (молодежные костюмы), в швейном объединении "Салют" - фирмы "Лоден Фрай" (женское пальто).

* Ведется техническое перевооружение девяти швейных фабрик с участием ГДР, с помощью специалистов ВНР завершается переоборудование двух фабрик в Москве и Тбилиси.

* В двенадцатой пятилетке Минлегпром БССР по лицензии одной из зарубежных фирм приступит к производству комплектной молодежной одежды.

* На сегодняшний день в стране свыше 200 молодежных магазинов, но, очевидно, это слишком мало, тем более что покупательная способность молодежи, по подсчетам социологов, все время растет и будет расти в дальнейшем.

* В качестве примера наиболее популярных магазинов для молодежи назовем "челябинское объединение "Молодежная мода" (в его составе - Дом торговли для молодежи, магазины "Счастье", "Эталон" и "Гарантия", экспериментальная швейная мастерская), а также торговый комплекс "Товары для молодежи", созданный в Днепропетровске, аналогичный магазин в Донецке и "Товары для молодежи" во Львове.

Этот последний магазин обслуживает первое в республике межотраслевое учебно- производственное объединение по выпуску молодежной одежды "Престиж". Изделия с маркой "Престижа" поступают партиями по 50 - 100 штук и сразу же идут в продажу; кроме того, они не дороги. Ассортимент молодежных товаров формируется "Престижем" в результате изучения спроса различных категорий молодежи.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Одна из неотложных задач на сегодняшний день состоит в том, чтобы четко определить ассортимент специализированных молодежных магазинов, поскольку большинство из них представляют собой обычные торговые предприятия с небольшой долей (примерно 10%) товаров, пользующихся спросом у молодежи.

Между тем молодежный товар должен быть особо модным, универсальным, демократичным, по невысокой пене. Необходимо также выделить конкретных поставщиков товара. Желательно, чтобы продукция поступала небольшими сериями.

Очевидно, есть необходимость расширить сеть молодежных магазинов, хотя на долю молодых людей в нашей стране приходится примерно 45% покупателей, и удовлетворить их спрос только через специализированные торговые предприятия невозможно. Также, видимо, пришло время создать торгово-промышленное объединение "Молодежная мода", которое объединит предприятия торговли и промышленности, выпускающие и реализующие товары для юношей и девушек. Управление торгово-промышленным объединением может взять на себя центр молодежной моды.

В настоящее время в ЦК ВЛКСМ с участием экономистов, социологов, модельеров разрабатывается проект такого центра. Видимо, это должна быть межотраслевая хозрасчетная коммерческая организация, оказывающая посреднические услуги предприятиям легкой и местной промышленности, моделирующим организациям, торговле и службе быта.

Плановая координация выпуска товаров молодежного ассортимента (ее осуществит центр молодежной моды) позволит перейти к длительным прямым хозяйственным связям. А промышленность в том случае, если у нее будут обоснованные заказы, будет лучше решать задачи расширения ассортимента и повышения качества выпускаемых товаров. В компетенцию центра можно ввести и расширение связей с фирмами социалистических стран.

Иными словами, проблему удовлетворения спроса молодежи на модные товары можно решать только комплексно. Должен быть создан молодежный комплекс - фирма, не только производящая товары, но и пропагандирующая молодежную моду и определяющая направления развития этой моды.

____

Брошюра С. Зимина, А. Мотяшова, В. Романова "Молодежная мода и торговля", отрывок из которой мы публикуем, вышла в подписной серии издательства "Знание" "Торговля и бытовое обслуживание", 1988, N 8.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно