СНАЧАЛА о трех письмах, которые пришли в ответ на публикацию в "АиФ" N 33 под названием "Низ-зя!!!". Среди сотен других откликов, где читатели поддерживают предложение о ликвидации излишней и ненужной секретности, эти три выделяются грубым оскорбительным тоном и тоской по тем временам, когда секретность считалась, по выражению известного мастера заплечных дел А. Я. Вышинского, "передним краем обороны". Когда секретилось количество хомутов, телег и колодцев, когда секретилось все, что ни попадет под руку, и считался секретным сам факт засекречивания.
Из этих трех писем - два, как это водится в таких случаях, - без подписи. В одном из них читатель сладострастно сообщает, что во времена Сталина автора публикации "Низ-зя!!!" быстро бы поставили к стенке. В строках этого "сигнала" так и звучит сожаление, что сегодня, сейчас, увы, нельзя разрядить в автора служебный парабеллум... Есть письма и с таким мнением:
"Я думаю, - пишет инженер О. Ватутин, - что автор слишком молод, потому и не знает, сколько денег нужно затратить, чтобы нанести на карту Московской области те две кольцевые дороги, которых сегодня на картах нет..."
Увы, автор не так уж и молод, как этого хотелось бы, во всяком случае - не настолько, чтобы легкомысленно относиться к публикуемым им фактам. Автор считает даже, что наоборот - деньги пришлось затратить, чтобы скрыть существование этих магистралей, прекрасно видимых со спутников. Впрочем, если читатель автору не доверяет, пусть он выслушает мнение специалиста.
"Я работаю в ГУГК, - сообщает инженер М. Сепин, - и могу сказать, что из-за намеренных ошибок в туристских схемах случаются трагедии, гибнут люди. Специалисты предпочитают пользоваться американскими топокартами". Добавим к этому еще и официальное мнение начальника Главного управления геодезии и картографии при СМ СССР В. Ященко:
"Карты стали умышленно искажаться с конца 30-х годов, когда управление было передано в подчинение НКВД. Точные карты засекречивались. Мы внесли изменения даже в карты масштабом 25 км... Такая наша "работа" с появлением космической фотосъемки лишалась всякого смысла, но тем не менее она продолжалась...
Только сейчас мы приступаем к выпуску карт повышенной точности для общего пользования. На сегодняшний день рассекречен масштаб 1:1000 000 (10 км). Завершена колоссальная работа - составлена карта СССР масштабом 1:25 000 (250 м)".
Значит, все-таки можно? Или, быть может, нужно? Ибо, как пишет читатель А. Чернега, "...стыдно смотреть на карту нашей Черкасской области, под которой стоит подпись редактора С. Папенко. Только на территории своего района я нашел 10 ошибок. Обозначены дороги, которых нет, зато отсутствуют давно существующие асфальтовые дороги и населенные пункты. Под покровом секретности можно, оказывается, гнать и халтуру, брак".
...И еще одну отповедь автору дает анонимный читатель, который просто "не может поступаться принципами". Он возмущен предложением автора убрать вахтеров и постовых милиционеров, стоящих при входе в разные конторы и министерства.
"А вдруг появятся хулиганы, - сокрушается читатель, - они войдут в министерство и там нахулиганят?"
А не лучше ли всех этих молодцов-охранников и отправить на улицу, где бы они всерьез взялись за хулиганов и стали бы защищать не только служащих контор, но и остальное население? Тем более что, как пишет читатель В. Федосов, "...у нас в Госкомстате СССР охранники от безделья начинают приставать к молодым сотрудницам, придираться и доводить их до истерик". Впрочем, посмотрим, что думают по этому поводу в самих ведомствах.
"Министерство рассмотрело критические замечания, высказанные в статье "Низ-зя!!!", - сообщает заместитель министра лесной промышленности К. Продайвода, - и считает, что газета правильно ставит вопрос о назревшей необходимости пересмотра устаревших инструкций и положений по определению степени закрытости и секретности документов...
За 1987 г. количество документов в министерстве с грифом "ДСП" снизилось на 49%, численность аппарата сокращена на 40%.
Одновременно осуществлены меры по упрощению порядка входного контроля в здание министерства".
Последнее хоть и несколько туманно, но все же говорит о некоторых подвижках в этом вопросе.
Подавляющее большинство читателей ставит вопрос весьма определенно - почему бы не отменить такие посты в ведомствах и конторах? Ведь для этого не нужно ни капвложений, ни особых усилий, достаточно принять решение и его проконтролировать. Редакция переадресует этот вопрос Совету Министров СССР.
Хотелось бы привести и единичные противоположные мнения бдительных читателей, которые "забыли" поставить подпись в письме.
"До чего ж так можно докатиться? - возмущается один из них. - Может, убрать посты и в Министерстве обороны, и в Верховном Совете СССР? Где же такое видано?"
Конечно, такое страшно даже представить - заходит свободно любой гражданин в Верховный Совет СССР, а там в это время обсуждается "секретнейший" вопрос... о пенсиях. Ну а насчет того - где это видано? - можно сказать: в конгресс США, например, может зайти любой человек "с улицы", даже в Пентагон можно попасть во время воскресной экскурсии, пройтись по некоторым залам и коридорам. И ничего, стоит держава...
Сейчас и ЦК партии, и Совет Министров СССР показывают пример гласности и открытости - недавно объявлено об организации новых изданий "Известия ЦК КПСС" и "Правительственный вестник", с помощью которых общественность будет широко информироваться о работе руководящих органов страны, там будут публиковаться стенограммы важнейших заседаний, биографии партийных и государственных деятелей, пар тайные архивы...
"Уважаемая редакция, уверяю - я не шпион. Я студент и хочу работать на Башкирской АЭС. Но никак не могу узнать адрес Минатомэнерго, мои письма на АЭС и в Москву остались без ответа. Помогите мне".
"Купил за две сотни радиоприемник "Ленинград-010-стерео", который из-за головотяпства конструкторов работать не может. Написал в газету и вот какой получил ответ: "Уважаемый тов. Акулов! Опубликовать ваше письмо не сможем, поскольку не имеем права называть по цензурным соображениям завод, выпустивший приемник". Невольно думается - сейчас многие предприятия оборонной промышленности приступили к выпуску товаров народного потребления. И стоит подумать о мерах гласности и в этой области.
В этой связи интересно официальное мнение руководства КГБ СССР, изложенное в газете "Правда":
"Рядом ведомств при участии Комитета госбезопасности рассекречены многие из тех материалов, доступ к которым был в свое время ограничен по разным причинам, что затрудняло их использование в народнохозяйственных и научных целях. Отменен ряд других ограничений, создававших почву для проявления формализма. Эта работа с необходимой взвешенностью и ответственностью будет продолжена и в дальнейшем".
Хорошо, что работа будет продолжена, ибо еще немало надуманных ограничений мешает нам жить и работать.
"Раньше я ездил в Севастополь к родственникам свободно, а с 1984 г. нужно, чтобы мне прислали вызов, я с ним и иду в милицию, они выписывают пропуск и т. д. Унизительно и сплошь потери времени. В. Федосов, Москва".
"Посмотрите, какие громадные территории объявлены закрытыми зонами. Охота, рыбалка, сбор ягод и грибов доступны там только избранным. В. Ковалев, Петрозаводск".
Сегодня положение меняется к лучшему, и об этом прямо говорится в вышеупомянутой статье "Правды"; "В целях сокращения ограничений деятельности наших граждан в приграничье совместно с соответствующими советскими органами принимаются меры по уменьшению пограничной зоны. Упрощается порядок въезда в зону и передвижения в ней. Этот процесс будет продолжаться".
И вот совсем свежий пример - снятие ограничении на въезд в Приморье.
У нас в стране, пишет начальник отдела НИИ КГБ СССР В. Рубанов, "за избыток секретности и даже за ее использование в корыстных интересах законом не предусмотрено никакой ответственности... бремя доказывания нецелесообразности ограничений... лежит на тех, кто хочет... снять гриф секретности. А должна быть, напротив, презумпция несекретности".
Подавляющее большинство читателей высказывают основную мысль: излишняя секретность помогает многим ведомствам и предприятиям, их руководителям скрыть в своей работе промахи, упущения, брак, а то и преступления. Она дорога сама по себе, как система, но еще дороже обходятся нам ее последствия.