НА ОЧЕРЕДНОМ брифинге начальник Управления информации МИД СССР Г. ГЕРАСИМОВ сказал, что в последнее время на Западе применительно к СССР поднимается так называемый "еврейский вопрос", в частности, затрагивается тема выезда из СССР лиц еврейской национальности. В связи с этим Г. Герасимов привел следующие данные.
На сегодня в СССР зарегистрировано 5 тыс. человек, желающих выехать на постоянное жительство за рубеж. За 9 месяцев этого года получили разрешение на выезд 66 тыс. человек, из них 15,7 тыс. лиц еврейской национальности. 74 человека, которые подали соответствующие заявления и получили разрешения, затем передумали. Отказы составляют 1,5% от числа желающих уехать. Подавляющее большинства этих отказов вызвано осведомленностью в секретах.
Сроки рассмотрения вопросов о выезде в связи с воссоединением, семей сокращены до 1 месяца, а в срочных случаях - до З.дней.
Г. Герасимов коснулся также положения лиц еврейской национальности в Советском Союзе. Среди: национальностей, населяющих СССР, евреи по численности занимают 16-е место, отметил выступавший. Исторически сложилось так, что большинство советских евреев - считает родным один из языков народов СССР, 17% говорят на идиш. Иврит рассматривался у нас как иностранный язык, он изучался в Московском, Ленинградском и Тбилисском университетах. Сейчас разрешается частное преподавание этого языка, дано принципиальное согласие на открытие в Москве курсов по его изучению. Наблюдается активность по линии создания еврейских общественных организаций. Создается Еврейский культурный центр им. С. Михоэлса при Еврейском камерном театре. (Этот театр устраивает гастроли как в нашей стране, так и за рубежом, в том числе в США, Канаде, ГДР, ЧССР и других странах.) Решено создать музей древнееврейской культуры при Московской хоральной синагоге. Создается Московское еврейское культурно-просветительное общество. Сегодня в стране насчитывается более 100 синагог.
Выступавший далее остановился на распространяемых западными средствами массовой информации сообщениях о "политических заключенных в СССР". Он сказал, что в принципиальном плане мы не можем согласиться с утверждением, будто в СССР сейчас преследуют людей не за уголовные преступления, а за политические или религиозные убеждения.
Со всеми "натяжками" за "политические" можно принять лишь 4 статьи УК РСФСР: 70 (антисоветская агитация и пропаганда), 190 "sup"1"/sup" (распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй), 227 (посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов) и 142 (нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви), а также аналогичные статьи кодексов союзных республик.
По статье 142 у нас сейчас нет ни одного заключенного, по остальным из указанных статей продолжают отбывать наказание 11 человек. Имеется также 25 душевнобольных, которые привлекались к уголовной ответственности по этим статьям, однако не были осуждены, поскольку суд после соответствующей врачебной экспертизы отправил их на принудительное лечение.
Отвечая на вопрос, кто из депутатов проголосовал на последней сессии Верховного Совета СССР против рассматривавшихся законопроектов, Г. Герасимов сказал, что голосование в Верховном Совете СССР не является поименным, т. е. оно не проводится путем опроса каждого депутата - "за" или "против". Поэтому регистрации - как проголосовал тот или иной депутат - не ведется.