Так охарактеризовал эру, которая наступит на Европейском континенте в результате претворения в жизнь венских договоренностей член Политбюро ЦК КПСС, министр иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе.
О результатах Венской встречи и претворении ее решений в жизнь в Советском Союзе рассказывает член советской делегации на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, заместитель заведующего отделом МИД СССР С. ЗОТОВ.
ВЕНСКАЯ ВСТРЕЧА представителей 33 европейских государств, США и Канады - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), начавшаяся 4 ноября 1986 г., после 27 месяцев работы завершилась 19 января с. г. на уровне министров иностранных дел принятием весомого Итогового документа.
Среди главных ее результатов следует выделить прежде всего решение о начале 6 марта 1989 г. в рамках хельсинкского процесса переговоров 23 государств - участников Варшавского Договора и НАТО по обычным вооруженным силам в Европе от Атлантики до Урала.
Цель переговоров будет заключаться в установлении стабильности и безопасности в Европе на более низких уровнях обычных вооруженных сил и вооружений путем ликвидации существующих асимметрий, устранения потенциала для внезапного нападения и начала крупномасштабных наступательных действий.
Предмет переговоров будет охватывать все размещенные на суше обычные вооруженные силы и вооружения, включая средства двойного назначения. Исключается лишь ядерное и химическое оружие.
Мандат предусматривает эффективный и строгий контроль за выполнением будущих договоренностей, включая инспекцию на местах без права на отказ. Здесь будет использован оправдавший себя опыт инспекций, которые вот уже два года осуществляются на основе стокгольмских договоренностей 1986 г. в рамках принятых на СБСЕ мер доверия и безопасности. Предусматривается также обмен информацией о войсках и вооружениях.
Мандат переговоров отражает подходы к вопросам европейского разоружения, которые были сформулированы в будапештском Обращении ПКК государств - участников Варшавского Договора.
По решению Венской встречи 6 марта с. г. в австрийской столице откроются также переговоры по мерам укрепления доверия и безопасности. Они будут проходить параллельно и в тесной сопряженности с переговорами по сокращению обычных вооруженных сил, причем уже в полном составе всех 35 государств - участников СБСЕ.
Эти переговоры призваны развить и дополнить те договоренности, которые были достигнуты в области мер доверия на стокгольмской конференции. Они создадут удобные рамки для разработки мер доверия нового поколения, для перехода от мер доверия в отдельных сферах военной деятельности к целостной и гармоничной политике доверия, охватывающей эту деятельность во всех ее измерениях.
Государства-участники смогут вновь поставить интересующие их вопросы, которые не были решены в Стокгольме, в частности связанные с ограничением масштабов военной деятельности, расширением открытости и предсказуемости военной деятельности, углублением системы эффективного контроля и обмена информацией, распространением мер доверия на военно-морскую деятельность и др.
Смысловая сопряженность между двумя видами военных переговоров, дающая видение практических разоруженческих мер во взаимосвязи с мерами доверия, будет обеспечиваться и во временном, и в организационном плане: предусмотрено проведение регулярных информационных встреч между участниками двух переговоров в рамках всех 35 государств - участников СБСЕ.
Исключительно важное значение имеет решение о проведении в 1991 г. Московской гуманитарной конференции, которая будет третьим и завершающим форумом по этой проблематике в рамках СБСЕ (после парижского и копенгагенского этапов). Достигнутое в Вене согласие по этому вопросу - доказательство не только успеха взятого нами курса на гуманизацию, очеловечение межгосударственных отношений, усиление в них нравственных начал. Здесь проявилось международное доверие к нашей перестройке, признание реальности происходящих у нас перемен.
Нужно признать, что потребовалась сложная и многоплановая работа по преодолению негативной линии Запада, прежде всего США, Англии и Канады, которые до последнего момента противились принятию этой советской инициативы.
Еще один важный результат - утверждение в Вене концепции "человеческого измерения СБСЕ". На ее основе разработан общеевропейский механизм, предусматривающий сочетание двусторонних и многосторонних форм сотрудничества по вопросам прав человека и гуманитарной проблематике.
В этой области было согласовано несколько десятков конкретных договоренностей, которых не удавалось достичь до сих пор в хельсинкском процессе. Они касаются, в частности, контактов между людьми, учреждениями и организациями, вопросов въезда в СССР и выезда, религиозной и правозащитной деятельности.
Наша линия на расширение гласности во внутренней политике и в международных делах содействовала выработке в Вене ряда новых договоренностей в сфере информации. Подробно они будут рассмотрены на предстоящем в апреле - мае информационном форуме СБСЕ в Лондоне.
Венские договоренности открывают дополнительные возможности для продвижения сотрудничества в области экономики и экологии. Отправной точкой для этого служат решения о проведении в рамках процесса СБСЕ, и притом впервые. Конференции по экономическому сотрудничеству в Европе, которая состоится в Бонне в марте - апреле 1990 г., и Совещания по защите окружающей среды (София, октябрь - ноябрь 1989г.). Будут продолжены усилия государств- участников по дальнейшему сокращению и постепенному устранению всякого рода препятствий на пути развития торговли и делового сотрудничества.
Ожидается, что в Софии будет конкретизирована намеченная в Вене программа совместных действий по борьбе с загрязнением воздуха, внутренних вод и морей, охране флоры и фауны, сохранению озонного слоя атмосферы, изучению явления глобального потепления климата.
Целый ряд положений Итогового документа направлен на развитие сотрудничества в области туризма, культуры, образования.
В целом, согласованная в Вене платформа развития общеевропейского процесса на период до очередной встречи СБСЕ в Хельсинки в 1992 г. предусматривает 11 общеевропейских мероприятий. Помимо названных предусматриваются совещание по мирному урегулированию споров в Валлетте, совещание по проблемам Средиземноморья в Пальма-де-Мальорка, симпозиум но европейскому культурному наследию в Кракове.
Главное сейчас - сохранить в хельсинкском процессе динамику, созданную венскими договоренностями, подвести под эту динамику практические меры по выполнению всеми участниками тех обязательств, которые вытекают для них из Итогового документа Венской встречи. Руководствуясь тем, что венские договоренности вступили в силу с момента их принятия. Политбюро ЦК КПСС в своем постановлении от 24 января с. г. рекомендовало соответствующим министерствам и ведомствам незамедлительно приступить к их практическому осуществлению. Очевидно, что параллельно будет вестись большая работа по приведению советского законодательства, нормативных актов и административных правил в полное соответствие с обязательствами, взятыми Советским Союзом по итоговым документам Венской встречи.