В 1988 г. органы внутренних дел положили конец преступной деятельности жителя г. Ашхабада А. Рязаева, через руки которого прошла не одна тонна наркотиков.
Борьба, с наркоманией в Туркмении имеет свои особенности. Издавна кокнар, опий использовались туркменами, да и другими народами Средней Азии, как лекарство. Старики не только на виду у всех сами употребляли наркотик, но и позволяли знахаркам "лечить" им младенцев.
Молодежь смотрела на наркотик равнодушно до той поры, пока не увидела в нем бизнес. И действительно, если в Туркмении на "черном рынке" 1 кг опия стоит 8 тыс. руб., то почему бы не извлекать из этого выгоду? Тем более что серьезная борьба с "белой смертью" началась лишь в последние годы.
Но уже до этого наладились стойкие торговые и транспортные связи с Украиной, Эстонией, другими регионами страны, вплоть до Дальнего Востока. Одно время интенсивно использовался и "афганский" канал. Об этом свидетельствуют не только изъятые наркотики, произведенные в Афганистане, но и случаи задержания отдельных советских военнослужащих, занимавшихся контрабандой.
Сегодня положение дел в республике меняется к лучшему. Перекрыто абсолютное большинство транспортных путей для ввоза наркотиков. Органами внутренних дел под особый контроль взяты медицинские учреждения, склады и даже аптеки. Ежегодно проводится комплексная программа "Мак", целью которой является обнаружение И уничтожение незаконных посевов мака и конопли.
"МАК-88"
Дважды в год, в апреле и октябре, когда появляются всходы мака и конопли, начинается активная борьба как с самой "травкой", так и с "земледельцами", которые уходят подальше от случайных глаз - высоко в горы, где обживают неприступные горные склоны и лощины.
Одновременно к акции "Мак" приступают кинологи, ГАИ, уголовный розыск, ОБХСС, агропром, работники гражданской авиации, представители общественности, журналисты. Координируют операцию органы МВД. Может быть, это очередная дутая кампания, и которой мы уже успели привыкнуть? Судя по результатам, нет.
По итогам операции "Мак-88" возбуждено 71 уголовное дело за незаконное употребление и выращивание нарнотикосодержащих культур, из них 5 - за сбыт. Изъято 44 277 кустов мака и конопли, побеги "травки" уничтожены на 1,5 га. К административной и уголовной ответственности привлечено 128 человек. Выявлено и поставлено на учет еще 215 человек, употребляющих наркотики. Изъято 7 кг 672 г наркотиков.
Цифры безусловно впечатляющие. Но тем не менее, возникает закономерный вопрос: почему до сих пор все попытки Управления внутренних дел г. Ашхабада очистить столицу Туркмении от наркоманов были безуспешными?
Кроме того, согласно законодательству, считаются незаконными посевы лишь опийного мака. Они уничтожаются, а их "хозяева" преследуются в уголовном порядке. Однако в законе ничего не сказано о масличном маке, который тоже является наркотикосодержащей культурой.
И еще одна проблема. Из 1043 человек, находящихся на учете в наркологических диспансерах, в лечебно-трудовой профилакторий был направлен лишь 41 больной. И не потому, что нуждающихся в лечении так мало. Лечебные учреждения в Туркмении попросту не в состоянии своим скромным предложением удовлетворить все возрастающий спрос.
Не в состоянии или попросту не считают это дело заслуживающим пристального внимания? Вопрос не праздный. Не первый месяц проблема наркомании открыто решается в стране. Однако многие начальники РОВД Ашхабадской области наркоманию отнесли к числу второстепенных проблем, за что и были строго наказаны. Не идет ли Минздрав Туркмении по протоптанной стезе?