Сегодня вопрос о межнациональных отношениях остро стоит во многих странах.
Не обошла эта проблема и мир социализма. Серьезное обострение конфликта на межнациональной основе имеет место в СФРЮ. Большим испытанием межнациональные разногласия стали и для дружбы народов, проживающих в СССР.
Нередко внутренний конфликт на межнациональной основе в какой-либо стране становится причиной международной напряженности. Именно так это и произошло в отношениях между Венгрией и Румынией. Об истоках проблемы рассказывает доктор исторических наук Т. ИСЛАМОВ.
НАПРЯЖЕННОСТЬ во взаимоотношениях двух соседних стран, венгерского и румынского народов возникла не вчера, она накапливалась постепенно. Корни многих проблем, разделяющих эти страны, уходят в глубокое прошлое. История венгеро-румынских отношений знает немало конфликтов, в том числе и кровопролитных. Но были и длительные периоды мирного добрососедского сосуществования, отмеченные совместными выступлениями под знаменем социального прогресса.
Местом столкновения венгров и румын на национальной почве в прошлом служила Трансильвания, территория, ограниченная с востока и юга Карпатами, а с севера и запада - границами с Венгрией и Югославией.
ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ КОНФЛИКТА
Территорию Трансильвании, как и современной Венгрии, предки мадьяр начали заселять в IX-Х вв. В начале XVI в., когда королевство Венгрии распалось под ударами хманов, Трансильвания выделилась в особое княжество, где сохранилась венгерская государственность. В XVI-XVII и в начале XVIII в. она являлась оплотом и главной базой освободительных движений мадьяр, колыбелью национальной культуры. После изгнания османов Трансильвания вместе с Венгрией вошла в состав владений австрийских Габсбургов.
Испокон веков здесь бок о бок жили мадьяры, немцы, сербы, румыны.
Официальная историография СРР датирует появление предков румын последней эпохой Римской империи. После распада Австро-Венгрии в 1918 г, Трансильвания вошла в состав Румынии. Желание румынского населения края присоединиться к Румынии было выражено в декабре 1918 г. национальным собранием в г. Альба-Юлия. Позже это было подтверждено Версальской конференцией и Трианонским мирным договором.
Спустя 22 года, в августе 1940 г., под давлением Гитлера Румыния уступила Венгрии северную часть Трансильвании, которая вновь была возвращена Румынии после освобождения края Советской Армией в 1944 г. Подписав Парижский мирный договор 1946 г., а затем Заключительный акт хельсинкского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г., Венгрия ясно и недвусмысленно отказалась от каких-либо территориальных притязаний к своим соседям.
С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ПОЛЕМИКА
Спорные вопросы истории румын и венгров, начиная с древнейших времен и кончая периодом второй мировой войны, в последние два десятилетия неоднократно давали повод к дискуссиям между историками обеих стран. Открытая полемика, по резкости, накалу страстей и масштабности превзошедшая все предыдущие, развернулась в связи с изданием в ВНР в конце 1986 г. трехтомной "Истории Трансильвании", подготовленной ведущими венгерскими учеными. Сам факт публикации этого научного труда был воспринят в Бухаресте как вмешательство во внутренние дела Румынии. Ведущие румынские историки выступили с резко отрицательными рецензиями. Вскоре появились две специальные брошюры: "Сознательная фальсификация под эгидой Венгерской академии наук" и "Национальная политика РКП - справедливая, глубоко научная, реалистичная и гуманистическая политика". Резкой критике венгерская монография подверглась в речи президента СРР.
В ответ на упреки авторы "Истории Трансильвании" указали, что при написании своего труда они руководствовались исключительно соображениями научной объективности, тщательно избегали всего того, что могло задеть чью-либо национальную чувствительность.
Ситуация еще более обострилась, когда в начале прошлого года секретарь ЦК ВСРП М. Сюреш высказал тезис о том, что все венгры, проживающие за границей, являются частью единой венгерской нации и вправе рассчитывать на помощь ВНР.
Политическая полемика в межгосударственных отношениях двух социалистических стран стала нарастать.
РЕАКЦИЯ ВЕНГРИИ НА ПЛАНЫ РУМЫНИИ
27 июня 1988 г. на площади Героев в Будапеште состоялась демонстрация с участием нескольких десятков тысяч трудящихся венгерской столицы. Поводом к столь внушительной и, скажем прямо, довольно необычной в практике социалистических стран манифестации послужило начало осуществления в Румынии "систематизации территории" в сельской местности.
По сообщениям румынской печати, суть его сводится к "сокращению" около половины из имеющихся в Румынии 13 тыс. сел и деревень, признанных "малоперспективными". Население ликвидируемых деревень предполагается переселить к 2000 г. в многоквартирные дома агрогородов и коммун.
От осуществления проекта его авторы и инициаторы ожидают не только сиюминутных выгод: расширения площади пахотных земель, увеличения производства сельскохозяйственной продукции, ликвидации острого дефицита продовольствия. Одновременно в Румынии надеются добиться таким путем сближения условий труда и жизни населения города и деревни, укрепления союза рабочих, крестьян, интеллигенции, а также усиления "однородности румынского общества" в этнокультурном и этнонациональном плане. Речь идет об интенсификации этнонациональных процессов, интеграции венгерского и других народов. называемых, согласно официально принятой терминологии, "национальностями, проживающими совместно с румынской нацией".
Печать, общественные организации, в ряде случаев парламенты и правительства стран Европы и Америки (ВНР, СФРЮ. ФРГ, Австрии и др.) выражают озабоченность по поводу сохранения памятников истории и культуры, имеющих европейское значение, которыми так богата древняя земля Трансильвании.
Протесты в Венгрии против реализации "плана систематизации" и выступления в пользу национально - культурных интересов мадьяр, проживающих в Румынии, были оценены как вмешательство во внутренние дела СРР. Напряжение в отношениях между двумя странами достигло своего апогея в конце лета 1988 года.
КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ И ПОИСКИ ЕЕ ЛИКВИДАЦИИ
Пытаясь приостановить нараставшую с каждым годом напряженность, руководство обеих стран в 1977 г. провело прямые переговоры на высшем уровне. Однако встреча Я. Кадара с Н. Чаушеску имела лишь временный положительный эффект. И вот, откликнувшись на приглашение румынского президента. 28 августа 1988 г. в Арад (СРР) прибыл новый венгерский руководитель К. Грос. Так спустя 11 лет состоялась новая встреча на высшем уровне лидеров двух соседних стран. Конечно, нельзя было предполагать, что на рабочей встрече, которая и готовилась всего несколько дней, будут достигнуты крупные результаты. Все же важно, что шаги навстречу друг другу были сделаны. Так, стороны договорились о дальнейшем поощрении туризма, об активизации работы Комиссии историков СРР ВНР. Безусловный успех достигнут в сфере развития взаимовыгодных торгово-экономических связей. Хотя, к сожалению, открытыми остались многие вопросы, которые служат основой конфликта между двумя странами. Это и отдельные аспекты "систематизации" населенных пунктов, где проживает венгерское население, проблемы, связанные с переселением части венгров, проживающих в Румынии, в Венгрию, и некоторые другие.
ПОСЛЕ АРАДА
Затишье во взаимной полемике, вызванное арадской встречей, оказалось кратковременным. Спустя несколько недель она возобновилась с новой силой. Не принесла каких- либо сдвигов и встреча секретарей ЦК обеих партий, состоявшаяся вскоре после встречи на высшем уровне в Араде.
Надо полагать, что нынешнее неестественное состояние отношений между двумя социалистическими странами носит временный характер. И можно вполне согласиться с той оценкой их перспективы, которую нарисовал К. Грос в заявлении 16 ноября 1988 г. "Эти два народа, эти две страны, - сказал Генеральный секретарь ВСРП, - длительное время живущие рядом друг с другом, останутся рядом. Границы, сложившиеся после второй мировой войны, для нас окончательны. Из этого следует, что мы хотим делать акцент не на антипатию и напряженность, а на сотрудничество и дружбу".
Выступая на пленуме ЦК РКП в последние дни ноября 1988 г., Н. Чаушеску подчеркнул, что "Румыния всегда выступала и выступает за решение конфликтов и спорных вопросов лишь путем переговоров, мирными средствами".
Думается, такое заявление ответственных руководителей дает повод рассчитывать на спокойное и конструктивное обсуждение и решение вопросов, стоящих перед двумя странами и народами.