В венских договоренностях подписанных в январе с. г. всеми европейскими государствами, США и Канадой записано: "Государства-участники будут полностью уважать право каждого... покидать любую страну, включая свою собственную и возвращаться в свою страну".
Проблеме реализации этого права была посвящена пресс- конференция в пресс-центре МИД СССР.
ВОПРОС. Правда ли, что при наличии вызова или приглашения от зарубежных друзей или родственников гражданин СССР должен, кроме всего прочего, получить разрешение от руководителя предприятия или учреждения, где он работает?
Ю. РЕШЕТОВ, начальник Управления МИД СССР по международному гуманитарному сотрудничеству и правам человека. До недавнего времени при наличии вызова из-за границы гражданин СССР обязан был получить от руководства предприятия, где он работал, развернутую характеристику. Сейчас для выезда по приглашению подобных характеристик не требуется. Необходимо лишь подтверждение того, что трудовые обязательства данного человека не мешают поездке за границу в данный момент.
Не следует забывать, однако, что существуют допускаемые международным правом ограничения, связанные с соображениями государственной безопасности. Осведомленность в государственных тайнах может служить таким препятствием для выезда, и венские договоренности его не отменяют. То, что данный гражданин такой осведомленностью не обладает и, следовательно, препятствий для выезда не имеет, должно быть подтверждено с места его работы.
ВОПРОС. Почему в других странах, например в США, при выезде за рубеж не задают вопрос об осведомленности в государственных или военных секретах?
Ю. РЕШЕТОВ. Я не согласен с утверждением о том, что секретность регулируется только в СССР и не регулируется в США.
Вряд ли уважаемые американские журналисты станут отрицать, что в США самым строгим образом регламентированы поездки лиц, которые работают на предприятиях, чья деятельность составляет предмет озабоченности властей с точки зрения госбезопасности. Если гражданин США, работающий на таком предприятии, во время своего отпуска заедет не в "ту" страну, то, наверное, он не будет продолжать работу на секретном предприятии.
ВОПРОС. Почему число советских людей, желающих эмигрировать из СССР, непрерывно растет, несмотря ва развитее процесса перестройки?
Ю. РЕШЕТОВ. Советское государство, как и любое другое, не поощряет эмиграции. Все страны мирового сообщества принимают меры к тому, чтобы их граждане оставались работать дома.
Вместе с тем вопрос о выезде за рубеж должен регулироваться в строгом соответствии с Пактом о правах человека, с хельсинкскими и венскими договоренностями. Мы принимаем меры к тому, чтобы совершенствовать наше законодательство о выезде в целях приведения его к соответствие с международными договоренностями.
Действительно, рост эмиграции за последние два года довольно значителен. В 1988 г. из СССР выехало более 100 тыс. человек. Но этот рост наблюдается по сравнению с предшествующим периодом, когда ограничения на выезд были очень жесткими. У нас нет никаких данных о том, что количество желающих выехать в ближайшем будущем будет сильно расти. Ну и наконец, если мы возьмем статистику по другим странам, в том числе и западным, то в определенные годы такой рост выезда не является чем-то экстраординарным.
Мы убеждены в том, что патриотические чувства наших граждан будут укрепляться вместе с ходом перестройки. А в понятие '"перестройка" мы включаем и обеспечение максимально благоприятных условий для каждой национальности в удовлетворении ее культурных, языковых и религиозных потребностей вне зависимости от того, живут ли представители данной национальности компактно или рассеяны по всему Советскому Союзу.
В. АУМАН, ответственный работник аппарата ЦК КПСС. К тому, что сказал Юрий Александрович, я хотел бы добавить, что рост эмиграции наблюдается и за счет граждан немецкой национальности. Это, кстати, является свидетельством того, что никаких ограничений, кроме секретности, ныне в СССР не существует.
Однако мы не драматизируем ситуацию. Очень многое сейчас делается для того, чтобы ликвидировать последствия сталинских репрессий по отношению к немецкому народу. Изменилось отношение не только к православной, но также и к католической и протестантской церквам.
ВОПРОС. По оценкам западногерманских специалистов, советским немцам, выезжающим на постоянное жительство в ФРГ, необходима адаптация в течение 2-3 поколений, чтобы стать полноценными западногерманскими гражданами. Не кажется ли вам в связи с этом, что восстановление республики немцев Поволжья могло бы стать наиболее удачной формой решения вопроса?
В. АУМАН. Действительно, советские немцы - это продукт формирования советского образа жизни. Триста лет проживания немцев в России, из них 70 лет при Советской власти, не могли не сказаться на их психологии, поведении, образе мышления. Конечно, у них больше общего с любой другой нацией, проживающей в СССР, чем с немцами ФРГ или даже ГДР. Нельзя, однако, выхватывать немецкую проблему из всего комплекса межнациональных отношений в СССР. Сейчас идет интенсивная подготовка к Пленуму по национальной проблеме. Обсуждаются различные варианты ее решения, в том числе и возможность воссоздания национальных районов, национальных сельских Советов и, возможно, автономных областей и республик, в том числе и немецкой.
Движение за восстановление немецкой автономии весьма велико. Могу сказать только, что в настоящее время немецкая проблема пристально изучается в руководящих советских и партийных органах.
ВОПРОС. Насколько достоверна информация о ток, что лева, выезжающие в Израиль и получающие израильское гражданство, автоматически лишаются советского гражданства? При выезде же в другие страны, например в США, советское гражданство может сохраняться наряду с новым, американским. Если это так, то почему?
Ю. РЕШЕТОВ. Действительно, при выезде по израильской визе происходит утрата советского гражданства. Такое регулирование данного вопроса было принято в 60-х годах. На нем сказалась попытка учесть геополитические моменты, связанные с тем, что советские граждане, оказываясь в Израиле, могли на следующий же день после приезда туда с оружием в руках воевать против арабских народов, чего мы допустить не могли. Но, с другой стороны, на решение этого вопроса оказали влияние психология застоя, обостренная реакция на сам факт выезда из СССР, к чему мы сейчас относимся более спокойно, я бы сказал, более цивилизованно.
ВОПРОС. Прошло около двух месяцев со дня подписания венских договоренностей. Как продвигается процесс приведения советского законодательства в соответствие с ними?
Ю. РЕШЕТОВ. Буквально на второй день после подписания венских договоренностей состоялось заседание Политбюро ЦК КПСС, на котором было дано поручение определенным ведомствам привести советское законодательство в соответствие с подписанными в Вене документами.
Сроки секретности должны быть строго фиксированными, они должны сообщаться гражданину при поступлении на работу, связанную с военными или государственными секретами, с тем чтобы обе стороны - работодатель и нанимающийся на работу - твердо знали о своих юридических правах и обязанностях.
Другой вопрос, который обсуждается при подготовке новых законодательных актов, - это возможность для советских граждан выезжать за рубеж на работу.
Записал Д. МАКАРОВ.