В ЯНВАРЕ - ФЕВРАЛЕ текущего года я в составе группы из 12 учащихся 9-х классов обучался в течение трех недель в нью-йоркской "Стейтен-Айленд текникал хай скул" - это входило в программу обменов группами школьников между СССР и США. ("Текникал хай скул" - государственная средняя 12-летняя школа с техническим уклоном.)
Между советской и американской школой есть много общего - и в наборе изучаемых дисциплин, и в том, как сами школьники относятся к учебе, досугу, спорту, музыке, кино и т. д.
И все же, как мне показалось, в отношении к учебе у американцев есть определенные преимущества перед нами. Например, на уроках практически отсутствуют "подсказки" - каждый стремится, чтобы его оценили по его собственным заслугам, без чужой помощи.
В "Стейтен-Айленд" существует отличная от применяемой у нас система оценки знаний. Ежемесячно проводятся зачеты без оценки, а в конце курса каждого предмета сдается экзамен (или итоговый зачет). На этом экзамене знания оцениваются по 100-балльной шкале. Проводится он в письменной форме, причем учащимся раздают заранее заготовленные карточки с напечатанными на них вопросами.
По сумме оценок по всем предметам выводится средний балл. Лучшие ученики в этой школе имели средний балл: 95 - 97.
Организация уроков в "хай скул" также несколько отличается от нашей. Урок длится 40 минут, перемена - 5 минут (только для того, чтобы перейти из одного класса в другой). 50 минут отводится на обед. По-моему, такая организация более удобна, поскольку даже после девяти уроков не чувствуешь сильного утомления. На отдых отведено два дня - суббота и воскресенье.
Расписание уроков составляется на каждый месяц - т. е. в течение одного месяца каждый день изучаются одни и те же предметы. Это означает, что изучение курса идет часто более компактно, чем у нас: в наших школах есть предметы, занятия по которым идут 1 час в неделю, что не способствует, на мой взгляд, хорошему усвоению материала.
Каждый день после второго урока проводится что-то вроде нашего классного часа: он длится 15 минут, на нем зачитываются распоряжения по школе, а также обсуждаются проблемы классной жизни.
Учителя и ученики с большим уважением относятся друг к другу. Учитель всегда внимательно выслушивает ученика. На уроках разрешается отвечать сидя. Нет единой школьной формы.
Почти все школьники старших классов вечерами и в выходные дни работают (принцип такой: после 12 - 14 лет накарканные расходы зарабатывай себе сам). Основной труд - разноска газет, репетиторство, работа в сфере обслуживания и т. п.
Из бесед с американскими школьниками у меня сложилось впечатление, что в выборе профессии они определяются раньше, чем мы. К выпускному классу почти все твердо знают, что они будут делать после окончания школы.
Е. ДОД, учащийся школы N 1217 г, Москвы