Национальный олимпийский комитет СССР выдвинул кандидатуру г. Сочи на проведение в 1998 г. зимних Олимпийских игр. У многих это вызвало недоумение. Страна находится в трудном экономическом положении, прилавки магазинов пусты, а тут очередная Олимпиада. Какими принципами руководствуются организаторы этого мероприятия?
Н. Новиков, г. Щучинск.
Об этом беседа нашего корреспондента М. ЛАМЦОВА с председателем Госкомспорта РСФСР, членом исполнительного комитета МОК В. СМИРНОВЫМ.
- Целесообразно ли было выдвигать кандидатуру г. Сочи на проведение Белой Олимпиады?
- Практика показывает, что одним из выгоднейших коммерческих предприятий являются Олимпийские игры.
Судите сами, доходы от проведения Олимпиады в Калгари составили 550 млн. долларов. Из них: от продажи билетов - 38,5 млн., продажа телевизионных прав - 326 млн., маркетинг - 90 млн., дотация из федерального бюджета - 52 млн., компенсация от национальных комитетов - 32 млн., начисление банковского процента - 16 млн. Доля чистой прибыли - около 130 млн. долл. Кроме этого, осталась большая спортивная база, которая ежедневно приносит доходы.
Преимущество же г. Сочи перед другими претендентами заключается в том, что город в зимнее время способен принять до 100 тыс. туристов.
- В какую сумму обойдется строительство спортивных объектов?
- Планируемые расходы на строительство спортивных баз составляют 649 млн. руб., включая природоохранительные мероприятия. В строительстве будут принимать участие не только советские, но и зарубежные предприятия. Многие из них готовы уже сегодня строить спортивные сооружения, гостиницы, горные отели.
Уже сейчас доля организаторов Олимпийских игр от телевизионных трансляций может составить 271 млн. долларов.
- Почему для проведения Игр выбран отдаленный от центрального района Сочи поселок Красная Поляна?
- Красная Поляна - уникальное географическое место, где Большой Кавказский хребет близко подходит к Черному морю. Здесь проживают около 5 тыс. человек. При проведении Олимпиады была бы решена немаловажная проблема занятости.
В марте в Европе горнолыжный сезон заканчивается, и все богатые люди стремятся попасть в Южную Америку. Стоит это больших денег. Если создать великолепный лыжный курорт, где девять месяцев в году держится снег, то он будет сверхрентабельным.
- Что касается Московской Олимпиады, то с экономической точки зрения была ли она до конца продуманной?
- Расходы на проведение Московской Олимпиады составили 744 млн. рублей, приблизительно такую же сумму составили доходы, 180 млн. долл. было получено за реализацию телевизионных прав. Разница между расходами и прибылью за телетрансляции соревнований и составила сумму, которая была потрачена на строительство спортивных объектов. Немалые средства поступали от спортивных лотерей.
Ряд объектов до Олимпиады был заложен в пятилетних планах. Это строительство аэропорта Шереметьево-2, Олимпийской деревни-комплекса, в котором сейчас живут москвичи, строительство второго телецентра, где возможности Останкина были расширены на 50%. И поэтому нельзя сказать, что затраты на строительство при подготовке к Олимпийским играм были пустыми.
- Для того, чтобы Сочи стал столицей Белой Олимпиады, необходимо пройти предвыборную борьбу, которую надо финансировать. Какие средства будут использоваться для этого?
- Обязательно будем искать спонсоров, заинтересованных в рекламе, которые могли бы взять на себя расходы, связанные с борьбой за проведение у нас Игр. Наряду с такими крупными фирмами, как "Пепси-Кола", "Макдональдс" постараемся привлечь прибыльные предприятия Советского Союза.
Хочу добавить, что пока принято решение Национального олимпийского комитета, но его должно одобрить Советское правительство.